Вопрос 1. Где мы находим первую философию

Греция, Индия и Китай. И больше нигде и никогда она не возникала. Эти три цивилизации делят на Запад (Греция) и Восток (Индия и Китай), хотя Индия и Китай очень разные цивилизации. Это очень верное деление с точки зрения Запада: Греция – и все остальное, что не Греция. Только запад задается этими вопросами, поэтому все что не на греках основано, то это Восток.

Если обратится к лингвистике, тогда мы получим, что Китай сам по себе, а Индия и Греция родственны. И родственны не в том смысле, что кто-то кого-то произвел, а родственны как братья, т.е. по горизонтальной связи.

Эти культуры не были знакомы друг с другом, когда возникает философия, но при этом в них возникает один и тот же феномен в одно и тоже историческое время. И это философия[8]. 

Культуры – Индия, Китай, Греция – эти совершенно разные, а философия в них универсальна, ее можно понять, в отличие от искусства Китая или религии Индии, которые не могут быть инкорпорированы[9] в тело западной культуры.

Философия – это как на трех разных огородах вырастить один и тот же фрукт.

Вопрос 2. Когда возникла философия

  Ⅵ век до нашей эры.

Это шкала христианской культуры. Для китайцев это допущение, потому что в их культуре нет понятия о времени (у них есть сезон). Для индийской культуры это также допущение, там нет – истории (есть тексты, в которых есть все). Идея, что весь мир живет по одним и тем же рельсам, – это весьма спорная идея, это одно из допущений. Культуры могут быть совершенно разными, а философия – это сливки культуры, отчего молоко хуже не становится. Для философии должна быть какая-то внутренняя потенция, какое очень динамическое внутреннее развитие, чтобы породить философию.

Ⅵ век до н.э. – очень странное время, которое К.Ясперс (1883-1969) [10] охарактеризовал, как – осевое время. Существует несколько взглядов на развитие истории.

Теория прогресса. Как знание-вера: Волга впадает в Каспийское море, история движется поступательно, прогресс неизбежен. Это знание из книжек, а не внутренняя вещь. Это не пустота и не профанация, а европейская модель, которая основала на общехристианском убеждении необходимости проповеди. Это модель, согласно которой есть единое человечество и цель движения у него одна, и когда все люди спасутся, то история кончится (очень грубое изложение мысли). Кондорсе (1743-1794)[11] считал, что наступит торжество разума, а Августин (354-430)[12] – спасение (воскресение), но модель от этого остается неизменной (тогда возникает вопрос: кто должен проповедовать, кто принимать проповедь, кто спасется первым, кто следующим).

Согласно голой схеме, если убрать все религиозное: есть люди, люди, люди и в их обществах происходят какие-то схожие процесс, которые в итоге приведут к некому единому состоянию. Формации по Марксу – это упрощенная христианская модель, когда содержание вынули, а форму оставили. Европа китайцев посчитала, а китайцы об этом не в курсе, и для человека христиански ориентированно представляется большим ужасом, что не все хотят спасться. И большой вопрос в том, что они правы. Китайская культура живет сама по себе, в ней свои внутренние периоды.

В ⅪⅩ веке в России Данилевский (1822-1885)[13] дал альтернативную точку зрения на историю: история не имеет линейного характера, она не поступательна и в ней нет накопления знаний, нет качественных скачков, а есть отдельные совершенно независимые культурно-исторические типы (цивилизации), которые живут и развиваются сами по себе, как самобытные и самодостаточные. Эти типы могут быть знакомы, могут влиять друг на друга (как один шар толкнул другой, но не взаимопроникать – нельзя проникнуть в тело брата или сестры, но повлиять на мировоззрение можно), а могут быть и вовсе незнакомы. При таком подходе нет такого, что одно умерло, а на его месте родилось другое. У каждой цивилизации – есть своя собственная энтелехия, своя собственная цель.

Ясперс очень любил теорию культурно-исторических типов, но разрабатывал свой вариант. Он считал, что цивилизации живут по отдельности, но есть такой странный период в истории, когда в некоторых из них происходят одинаковые процессы, т.е. они живут и развиваются параллельно, и одновременно. Так оказалось, что в осевое время VII - II вв. до н.э. одновременно жили – Будда, Конфуций и Сократ. Жили и не знали друг о другу. Люди, пережившие один тип шока или опыт любви, болезни или ужаса войны, хорошо понимают друг друга, с цивилизациями случается тоже самое. Вот и здесь наступает время, когда возникает мировая религия – впервые, ее не было до того; возникает резкий скачок в искусстве, появляется авторское искусство – до этого времени его не было (Гомер – это не авторское искусство); возникает наука.

В это время возникает нечто принципиально новое. Затем все это расходится и все продолжать жить дальше самостоятельно, и Китай с Индией живы до сих пор, а Греки – нет, однако Древняя Греция лежит в основании западноевропейской культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: