Вопрос 3. Из чего возникла философия

Это вопрос о том, что стало питательной средой для философии. Вариантов было несколько.

Позитивизм О. Конта, создателя социологии. Исходил из того, что философия кончилась, сам будучи философом. Но он это полагал потому, что есть разные носители одного и того же знания, которое проходит определенную жизнь в разных шкурках: знания были сначала в протонауке (Солнце есть, есть числа, но имен у них нет) – затем возникает религия, где есть вера в Бог, как Единое и знание в это проживает определенную историю, уходит – наступает эпоха философии и появляется Единое или Благо – а потом становится не нужна философия и появляется подлинная наука, ее торжество, когда все вещи будут названы своими именами и все будет хорошо. Поняли, как устроено государство, построили идеальное. По мнению Конта, философия – произошла из науки, и когда свою функцию она окончательно выполнит, то наступит царство науки.

Факты против Конта: если бы он был прав, то его теория покрывала бы очень многое количество фактов. Согласно теории Конта, философия должна была бы появиться в сложных развитых цивилизациях типа Египта, а она возникла в Греции, где люди были проще не бывает: коз пасли, по побережью плавали, почти все были неграмотные; китайцы в своей массе вообще дикие. Технические знания – это отдельная тема. Есть тонкая прослойка элиты и большинство дремучего населения. Золотой остаток: наука не порождает философию, но между ними есть очень много общего.

Параллельно, чуть позже, Шеллинг сказал, что философия коренится в искусстве. Концепция более разработана, может ответить на гораздо большее количество вопросов: почему в очень-очень хорошем романе всегда можно найти философию? «Моби Дик» – писался не как философский роман, но имеет свою философию. Искусство – это также универсальный взгляд на вещи. Но ход мысли Шеллинга, как и у Конта: из некого А рождается Б, и тут не сходится. Искусство было – философия из него родилась, тогда уже искусство ни к чему, но оно вообще-то продолжает жить. В итоге Шеллинг ушел в другую сторону. Золотой остаток: философию и искусство роднит очень многое.

А.Ф. Лосев. Конрфорд. Мифогенная концепция философии: философия рождается из мифа. Это гипотеза, но рабочая, с которой уже никто не спорит. Философия возникает из некого общего из чего возникает и А, и Б, и С, и Д: и религия, и философия, и наука, и искусство. Все они возникают из некого общего субстрата, который ни первым, ни вторым, ни третьим, ни четвертым – не является.

Миф лежит в основании и философии, и науки, и религии, и искусства. Есть четыре формы существования культуры: философия, наука, религия, искусство, - пятого не дано. Философия есть одна из форм существования культуры, она может быть может не быть, но она ни из одной из форм культуры не вытекает.

Гегель также выдвигал свою собственную теорию возникновения философии, полагая, что философия имеет религиозное основание. И сходится в этом с поздним Шеллингом, что довольно парадоксально, но т.к. они очень сильно в это время расходятся. Написал «Историю философии». Взгляд: разделяет науку и историю очень четко. Науку роднит с религией поиск, а история снимает слои, т.е. рассказывает о том, чего уже нет и здесь должна быть историчность сознания. Чувство исторического – интрига между вчера и сегодня. А философия работает с вечными категориями и ценностями, и в данном случае не важно, что там конкретно говорил Сократ, Гегель и кто-то еще по какому-либо поводу: они находятся в одном проблемном поле, где все всерьез и нет никакого снятия слоев. Поэтому по-честному нельзя сказать, что философское мышление исторично: нельзя сказать, что Платон кончился, а Аристотель начался, нельзя. Гегель все это очень ярко описывает, спорить сложно, но можно иначе поставить вопрос и тогда окажется, что у Гегеля такая же весьма условная схема. Дело в том, что философия не существует вне истории философии: она не исторична, в том смысле как она устроена, но она сама по себе является своей собственной историей. История философии – это один огромный раздел, который закрывает сам по себе все, и она не отделима от философии. И этого Гегель не желал учитывать, т.к. считал, что философия развивает не исторически, а логически.

Таким образом, вопрос о генезисе задан был на переходе от XVIII к XIX веку, в котором много разных рефлексий произошло. Это похоже на написание биографии, которую, когда вы пишете – это, в сущности, сказка, т.к. она уже не имеет отношения к вам здесь и сейчас. Впервые задан вопрос был с позиции людей, которые были убеждены, что философия подходит к концу. Какая именно философия: метафизика – которая является ядром всей западной философии. Это генеральная линия: Платон, Аристотель, Августин, Фома Аквинский, Николай Кузанский, вплоть до Канта, который поставил вопрос о невозможности метафизики, т.е. до немецкой классики.

Немецкая классика сказала, что метафизики держится на тех китах, которые ни на чем не держатся. Поэтому мы имеем бурный всплеск философии, а метафизика как таковая отходит на второй план. Т.е. возникает новая критическая философия, которая заканчивается на Гегеле. Разбирать историю чего-то, значит, надо поставить какую-то определенную точку.

В ХХ веке все эти вопросы были структурированы, но мало что объяснили. Выстроили Конта, который поставил вопрос, но на него не ответил, зато нашли еще много чего, как часто бывает. Вопрос остался актуальным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: