Особенности использования игрового и соревновательного методов при обучении двигательному действию и

Развитии физических качеств

Метод организации двигательной деятельности в форме подвижной игры широко используется в процессе физического воспитания и имеет ряд преимуществ перед другими методами. Сущность метода заключается в том,

что двигательная деятельность организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Методические особенности использования игрового метода:

· позволяет обеспечить повышенную заинтересованностьзанимающихся в двигательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями монотонного характера;

· способствует совершенствованию освоенных двигательных действий и выработке умений им пользоваться. Однако игровой метод не может быть использован для разучивания новых двигательных действий;

· обеспечивает комплексное развитие двигательных способностей, но, в отличие от метода строгой регламентации упражнений, не дает возможности доводить развитие отдельных двигательных способностей до возможного предела;

· затрудняет дозирование нагрузок;

· создает особенноэффективныеусловиядляразвития координационных способностей;

· позволяет выявить личностные особенности занимающихся и эффективно воздействовать на формирование нравственных, морально-волевых и интеллектуальных качеств личности.

Игровой метод обладает широкой доступностью, как для детей, так и для взрослых. В физическом воспитании детей младшего возраста он занимает ведущее место. Игровым методом следует широко пользоваться в процессе спортивной тренировки в целях уменьшения монотонности тренировочных нагрузок.

Особенности использования соревновательного метода:

· стимулирует максимальную мобилизацию физических и связанных с ними психических сил и способностей человека;

· проходит на фоне высокого эмоционального напряжения;

· стимулирует  максимальное   проявление  двигательных способностей и выявляет уровень их развития;

· выявляет и оценивает качество владения двигательными действиями;

· обеспечивает максимальную физическую нагрузку;

· содействует воспитанию волевых качеств;

· затрудняет дозирование нагрузки.

 

Особенности использования кругового метода тренировки в группе

Методов организации учебной деятельности на уроке

При проведении круговой тренировки в спортивном зале или на спортивной площадке отводятся специальные места для выполнения физических упражнений – «станции». Станции располагаются чаще всего по кругу, что и послужило причиной для названия «круговая тренировка».

Отличительными чертами круговой тренировки, характеризующими её как относительно самостоятельную организационно-методическую форму, являются:

· регламентация работы и отдыха на каждой станции;

· индивидуализация тренировочной нагрузки;

· систематическое и постепенноеповышениетренировочных требований;

· периодическая смена тренировочных упражнений на станциях;

· использование хорошо разученных упражнений;

· последовательное включение в работу различных мышечных групп.

Состав упражнений комплексов круговой тренировки зависит от

решаемых задач, особенностей физической подготовленности занимающихся и условий проведения занятий.

В зависимости от методов выполнения упражнений комплекса круговой тренировки выделяют три основных её вида:

· круговая тренировка по методу непрерывного упражнения – работа выполняется без строго установленных пауз отдыха, хотя они имеют место при переходе от станции к станции;

· круговая тренировка по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха – работа выполняется на фоне недовосстановления. Основные компоненты нагрузки: длительность и темп выполнения упражнения, величина отягощения, количество подходов к станции и проходимых кругов, длительность интервалов отдыха между подходами на станции, станциями и кругами;

· круговая тренировка по методу интервального упражнения с полными интервалами отдыха – работа чередуется с интервалами отдыха, достаточными для относительно полного восстановления работоспособности.

Круговая тренировка, как комплексная организационно-методическая форма использования физических упражнений, применяется в соответствии с рядом методических правил:

· воспитывать сознательное и активное отношение к круговой тренировке;

· обеспечивать наглядность при проведении круговой тренировки;

· определяя величину нагрузки соблюдать меру доступного;

· систематически повышать тренировочную нагрузку;

· круговую тренировку следует включать в основную часть занятия.

 

Использование методов воспитания морально-волевых и нравственных качеств в процессе физического воспитания

В системе методов воспитания нельзя рассматривать конкретный метод как универсальный, отдельно от других. Только применение совокупности методов воспитания в их взаимосвязи позволяет достигать воспитательной цели.

Наиболее действенными методами воспитания являются:

· традиционно принятые – убеждение, упражнение (практическое приучение), поощрение, наказание, принуждение и пример;

· инновационно-деятельностные (обусловлены внедрениями новых воспитательных технологий) – модельно-целевой подход, проектирование, алгоритмизации, творческая инвариантность и др.;

· неформально-межличностные (осуществляются через личностно значимых людей, авторитетных из числа друзей и близких);

· тренингово-игровые (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях) – социально-психологические тренинги, деловые игры и др.;

· рефлексивные (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: