Методы наглядного воздействия

Под наглядностью в педагогике понимается привлечение к процессу познания как можно большего числа органов чувств (а не только зрения, как это часто понимают в связи со словом «наглядность»). В процессе физического воспитания используются зрение, слух и двигательные (кинестетические) ощущения. Поэтому методы наглядного воздействия удобно рассмотреть, обобщив их в четыре группы:

· методы зрительной наглядности (демонстрация наглядных пособий, непосредственный показ движений, зрительное ориентирование);

·  методы слуховой наглядности (использование звуков как сигналов, светолидирующих устройств);

· методы двигательной наглядности (направляющая помощь, фиксация положений);

· методы срочной информации.

Методы практических упражнений:

· методы строго регламентированного упражнения;

· метод использования упражнений в игровой форме (игровой метод);

· метод использования упражнений в соревновательной форме (соревновательный метод);

В практике физического воспитания используется большое разнообразие методов строго регламентированного упражнения. Условно их можно разделить на две группы:

· методы обучения двигательным действиям;

· методы, преимущественно направленные на развитие физических качеств.

К строгорегламентированным методам обучения двигательным действиям относятся:

целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

расчлененный метод(метод расчлененно-конструктивного

упражнения);

метод сопряженного воздействия.

Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Метод расчлененно-конструктивного упражнения. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой), как отдельные фазы или элементы, с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

В практике физического воспитания целостный и расчленено-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия – совершенствование техники упражнений с одновременным развитием физических качеств. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: