Методы научных исследований делятся на две группы:
· получения научной информации;
· обработки полученной информации.
К методам получения научной информации относят:
· методы сбора ретроспективной (прошлой) информации(изучение источников – специальной научно-методической литературы, статистических, программно-методических, инструктивных и обобщение этих материалов);
· опросные методы(прямой опрос – интервьюирование, опосредованный опрос – анкетирование, опрос с получением экспертных оценок, беседа);
· метод наблюдения (непосредственное наблюдение, аппаратурное наблюдение). Главная особенность и значение этогометода исследования определяется тем, что в его основе лежит контакт исследователя с самой объективной действительностью, а не с ее отраженными формами, как в опросных методах или в литературной информации;
· метод контрольно-педагогических испытаний (тесты);
· метод эксперимента (естественный, модельный, лабораторный эксперимент).
Из большого арсенала методов обработки полученной информации современной математики в исследованиях по теории физической культуры используются:
· статистические методы (вычисление средних величин, стандартных отклонений от них, вероятных ошибок, коэффициентов вариации, множественной корреляции и регрессии, многофакторный статистический и кластерный анализ т. д.);
· графические методы (построение графиков, диаграмм, схематических моделей помогает наглядно представить вычисленные количественные соотношения и зависимости, уяснить характер связи между исследуемыми явлениями или процессами; графическое изображение полученных расчетных материалов – это не только иллюстрация к ним, но и один из способов анализа).
Дидактические принципы системы физического воспитания
И их реализация
Методические (дидактические) принципы – это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания.
Основными методическими принципами, которыми необходимо руководствоваться преподавателю физического воспитания, учителю физической культуры, тренеру при решении комплекса образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, являются принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности.