Принцип систематичности

В данном принципе большое значение имеет учет закономерностей возрастного развития физических способностей. Одним из важных аспектов в реализации принципа систематичности, обеспечивающих закрепление достигнутого уровня подготовленности, является многократное повторение одних и тех же заданий в отдельном занятии, а также самих занятий на протяжении относительно длительного времени. Наряду с этим, рассматриваемый принцип предусматривает оптимальную вариативность используемых средств, методов, нагрузок, форм организации занятий, условий их проведения, что является, несомненно, объективной предпосылкой всестороннего и гармонического развития индивида.

Понятия: знания, двигательные умения, двигательные навыки, их характеристика, взаимодействие навыков. Положительный и отрицательный перенос навыков

Знания принято рассматривать как обобщенное отражение в человеческом сознании объективного мира, окружающей действительности.

Д вигательное умение это способность правильно управлять действием при сосредоточении внимания на способах его выполнения.

Двигательное умение это такой уровень овладения двигательным действием, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления (Ю.Ф. Курамшин, 2003).

Характерными признаками двигательного умения являются:

· управление движениями происходит не автоматизировано, т.е. требует специально направленного на них внимания;

· сознание ученика загружено контролем каждого движения;

· невысокая быстрота выполнения действия;

· действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления;

· относительная расчлененность движений;

· нестабильность действия;

· непрочное запоминание действия.

Двигательный навык – это такая степень владения действием, при которой управление движениями происходит автоматизировано, т.е. не требуется специально направленного на них внимания (Ю.Ф. Курамшин, 2003).

Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризуется автоматизированным управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2002).

Характерные признаки двигательного навыка:

· автоматизированное управление движениями;

· слитность движений;

· отсутствие   излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении;

·  высокая устойчивость действия;

·  прочность запоминания действия.

Перенос двигательных навыков.

Формирование одних двигательных навыков может оказывать определенное влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название переноса навыков.

Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.

Положительным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.

Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс формирования последующего. Например, навык «подъема завесом» на гимнастической перекладине может замедлить освоение «подъема верхом».

Законы формирования двигательного навыка

Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии навыка, закон «плато» (задержки) в развитии навыка, закон отсутствия предела в развитии навыка, закон угасания, закон переноса навыка.

Закон изменения скорости в развитии навыка

Навыкформируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномерность имеет две разновидности:

− в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладениедействием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легким действиям, когда ученик быстро схватывает основу и долго осваивает его детали;

− в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем

он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.

Закон «плато» (задержки) в развитии навыка.

Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя причинами:

− внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных

приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;

− внешней, вызванной неправильной методикой обучения или

недостаточным уровнем развития физических качеств.

Закон угасания навыка.

Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, в конечном счете, ученик теряет способность выполнять некоторые сложные действия. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.

Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: