Общая характеристика регулирования военных действий на море

Положения международного права, регулирующие использо­вание силы на море, давно подлежат пересмотру. Эта необходимость вызвана как развитием методов и средств ведения боевых действий на море, так и значительными изменениями, которым подверглись другие разделы международного права, имеющие непосредственное отношение к данной теме.

Практически все документы о регулировании вооруженных конфликтов на море относятся к 1907 году, когда вторая Гаагская международная мирная конференция приняла семь конвенций по праву морской войны. Одна из них в дальнейшем вошла в текст II Женевской конвенции, другая, о создании международного призово­го суда, так и не вступила в силу. Третья, которая устанавливала пра­вила бомбардирования наземных объектов морскими силами, на практике была заменена положениями Протокола I 1977 года, регу­лирующим нападения. Однако данные положения Протокола I каса­ются только нападений с моря, которые наносят непосредственный ущерб гражданскому населению, находящемуся на суше, и, следова­тельно, не распространяются на случаи нападения морских сил на объекты на море, в частности, на суда и летательные аппараты. Сами конвенции 1907 года не представляли собой полной кодификации права вооруженных конфликтов на море, а лишь касались отдельных вопросов, таких, например, как положение неприятельских торговых судов и обращение их в суда военные, установки автоматически взрывающихся от соприкосновения и освобождение от захвата неко­торых судов. Попытка составления проекта более полного договора была предпринята в Лондоне в 1909 году, однако окончательная Дек­ларация так и не вступила в силу. Свод правил морской войны, неявляющейся, однако, обязательным был разработан Институтом ме­ждународного права и принят в Оксфорде в 1913 году. Эти два доку­мента - Лондонская декларация 1909 года и Оксфордское руково­дство 1913 года - являются прекрасной иллюстрацией того, что представляло собой обычное право в период, предшествующий пер­вой мировой войне.

Анализ вступивших в силу конвенций и международная прак­тика позволяют сделать следующие выводы.

В войне на море в качестве комбатантов рассматриваются все входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны военные ко­рабли любого типа и класса, гражданские суда, официально обра­щенные в военные в соответствии с VII Гаагской конвенцией 1907г., и военные летательные аппараты.

Международная практика признает правомерность вооружения торговых судов в военное время, однако вооруженное торговое судно не превращается в военный корабль и поэтому не пользуется правом ведения военных действий, правом остановки судов в море, осмотра и захвата; свое вооружение оно может использовать лишь в целях самообороны от противника.

Наряду с надводными кораблями подводные лодки и авиация признаны как допустимые средства ведения войны на море. На них распространяются общие принципы и нормы, закрепленные в кон­венциях о законах и обычаях войны. Вместе с тем боевое использо­вание подводных лодок против торгового судоходства регламенти­ровано специальными международными актами, которыми являются Правила о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время (Приложение к Лондонскому протоколу 1936г.) и Нионское Соглашение 1937г.

Ограничения на действия подводных лодок, применение мин

В соответствии с положениями указанных актов действия под­водных лодок по отношению к невооруженным и неохраняемым тор­говым судам на условиях взаимности ограничены следующими пра­вилами.

Подводная лодка, может топить торговое судно или лишить его возможности продолжать плавание каким-либо способом лишь в том случае, если предварительно будет обеспечена безопасность пасса­жиров, экипажа и судовых документов. Это возможно в случае, когда подводной лодке не угрожает никакая опасность быть потопленной от воздействия оружием с торгового судна или силами корабельного и воздушного охранения. При сопротивлении осмотру или обыску, а также при попытке скрыться от подводной лодки последняя вправе потопить торговое судно. Торговое судно может быть потоплено также в слу­чаях, вызываемых военной необходимостью. По отношению к воен­ным кораблям противника, военным транспортам и торговым судам, совершающим переходы морем в составе конвоев, исключая госпитальные суда, подводные лодки могут действовать в соответствии с правилами военно-морского искусства.

Как показывает опыт в действиях по срыву морских перевозок широкое применение находит минное оружие. Основные положения по его использованию содержаться в VIII Гаагской конвенции 1907г. Согласно указанной Конвенции запрещается ставить мины:

- незакрепленные на якорях (за исключением тех, которые ста­новятся безопасными спустя час, после того как за ними прекращено наблюдение);

- якорные, остающимися опасными и после отрыва их от мин­репа;

- у берегов и портов противника с единственной целью -прервать торговое судоходство.

Конвенция обязывает воюющие государства, использующие мины, принимать меры, обеспечивающие безопасность мирного су­доходства, а в тех случаях, когда наблюдение за минами прекращено, указывать в Извещениях мореплавателям или в других общедоступ­ных документах опасные от мин районы и сообщать о них другим го­сударствам дипломатическим путем.

Регламентирует применение мин и Договор о запрещении раз­мещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1871 г., согласно кото­рому за пределами 12-мильной зоны прибрежных государств запре­щается размещать на морском дне и в его недрах ядерное оружие и другие виды оружия массового уничтожения, а следовательно, и ядерные мины любых образцов, типов и видов.

Морская блокада

Определенные ограничения международное право налагает на такой традиционный способ ведения войны на море, как морская блокада. Под морской блокадой понимается преграждение военно-морскими силами воюющих государств доступа с моря к портам и берегам неприятеля и выхода из этих портов и от берегов в море с целью пресечения морских коммуникаций неприятельского государ­ства.

В соответствии с установившимися законами и обычаями мор­ской войны морская блокада должна быть публично объявлена пра­вительством блокирующего государства с указанием даты начала блокады, района блокируемого побережья и срока, предоставляемого нейтральным судам для выхода из блокируемых портов. Блокада должна быть действительной, т.е. действия, предпринимаемые в осуществление объявленной блокады, должны реально препятство­вать доступу любых судов к блокируемым побережью портам.

Указанные условия относятся и к установлению воздушной блокады. Морская и воздушная блокада может быть установлена только в отношении неприятельских берегов и воздушного пространства. Нейтральная территория не может быть блокирована. Любое судно (воздушное судно) за прорыв или попытку прорыва блокады может быть захвачено или конфисковано. Право захвата сохраняется на все время преследования этого судна блокирующими силами. При оказании сопротивления судно-блокадопрорыватель может быть уничтожено.

Согласно действующим нормам международного права воен­ные корабли воюющих государств в открытом море могут останав­ливать, осматривать и обыскивать неприятельские торговые суда. Признается правомерным захват таких судов вместе с грузом;

при этом не имеет значения, является судно или груз собствен­ностью государства или частных лиц. Право на захват неприятель­ских судов не означает, что эти суда не могут пытаться избежать за­хвата или оказать сопротивление осмотру, обыску или захвату воен­ными кораблями. Однако в таком случае весь риск, связанный с ока­занием сопротивления, несет торговое судно.

Неприятельский характер судна, как это следует из Лондон­ской декларации о праве морской войны, определяется флагом, кото­рый оно вправе нести, и устанавливается с помощью документов, подтверждающих его национальность.

В соответствии со ст. 3 XI Гаагской конвенции 1907 г. «суда, исключительно предназначенные для берегового рыболовства или потребностей мелкого местного судоходства», не подлежат захвату, равно как и их приспособления, снасти, машины и груз. Освобожде­ние от захвата не распространяется на суда, «занятые в глубоковод­ном рыболовстве». Не освобождаются от захвата также суда, занятые в открытом море ловлей китов, тюленей, трески или другой рыбы, которая не поступает в свежем виде на рынки, но солится или другим образом сохраняется и которая является обычным предметом торгов­ли.

На основании XI Гаагской конвенции освобождаются от захва­та госпитальные суда и санитарные летательные аппараты противни­ка, а также суда, выполняющие научные, религиозные или филан­тропические поручения.

Режим судов государств, не участвующих в войне и заявивших о своем нейтралитете, определяется прежде всего тем, что в между­народном праве существует принцип свободы торговли нейтральных государств. Однако из этого принципа имеются определенные изъя­тия.

Основные изъятия заключаются в том, что нейтральные суда не должны перевозить военную контрабанду, нарушать морскую блока­ду неприятельских берегов и портов и оказывать услуги неприятелю, например производить перевозку лиц, входящих в состав его воору­женных сил. Хотя, как общее правило, захват нейтральных судов запрещается, он считается правомерным в случае нарушения назван­ных запрещений или оказания сопротивления осмотру.

В целях выявления нарушений и установления действительной национальности военные корабли воюющих государств могут оста­новить в открытом море нейтральное судно и произвести его осмотр, а в необходимых случаях и обыск. Осмотр заключается в проверке документов, относящихся к судну и грузу. Если на борту судна име­ются документы, подтверждающие нейтральный характер судна, а также то, что оно не перевозит военную контрабанду, не нарушает режим морской блокады и не оказывает услуг неприятелю, то такому судну должно быть разрешено следовать своим курсом.

В случае отсутствия соответствующих документов или возник­новения подозрений в отношении национальности судна или харак­тера груза судно может быть подвергнуто обыску. При этом, в случае необходимости, может быть проведен опрос членов экипажа и пас­сажиров. Если обыск не дает оснований для захвата судна, ему долж­но быть разрешено продолжить плавание. Нейтральные суда не мо­гут отводиться в порты воюющих государств для проведения осмот­ра или обыска. Нейтральные торговые суда, следующие под конвоем военных кораблей своего флага, освобождаются от осмотра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: