С самого начала войны первой обязанностью стороны. Участвующей в конфликте, является назначение Державы-покровительницы. Держава-покровительница - это государство (нейтральное), не принимающее участия в конфликте, которому одна из находящихся в конфликте сторон поручает (с согласия другой стороны) защищать ее интересы в гуманитарной сфере во время конфликта; выполняя это поручение, она также способствует соблюдению МГП. Женевские конвенции и Дополнительный протокол I возлагают на Державу-покровительницу ряд функций гуманитарного характера, важнейшими из которых является посещение лагерей для военнопленных и интернированных, а также работа в интересах гражданских лиц, находящихся во власти противника (особенно на оккупированных территориях).
Представителям Державы-покровительницы должна предоставляться возможность посещать все места, где могут находиться покровительствуемые лица, чтобы они могли сами составить впечатление о том, как на практике соблюдается Женевское право. Независимо от права проводить такие посещения, предоставленного Державе-покровительнице, МККК также имеет право посещать места заключения и интернирования.
|
|
Однако годы, прошедшие после окончания второй мировой войны, показали, что находящиеся в конфликте стороны не склонны больше назначать Держав-покровительниц, как того требует международное право. Основное возражение против этой системы кроется в опасении, что назначение Державы-покровительницы может привести к неприемлемым правовым последствиям (как, например, к признанию противной стороны или международного характера конфликта). Это опасение безосновательно. Институт Держав-покровительниц был привнесен в систему МГП для того, чтобы способствовать выполнению обязательств по международному гуманитарному праву. Поэтому назначение Державы-покровительницы не должно вести к ненужному вмешательству.
Институт Держав-покровительниц имеет давнюю историю. Сегодня правила, относящиеся к назначению этих держав и к их обязанностям во время войны, входят в Женевские конвенции. Дополнительный протокол I формулирует правила процедуры для назначения Держав-покровительниц. Согласно этим правилам МККК предлагает свои услуги сторонам, находящимся в конфликте, и настоятельно просит их назначить Держав-покровительниц по обоюдному согласию. Если же не удается назначить Держав-покровительниц в соответствии с принятой процедурой, то каждая сторона в одностороннем порядке наделяет третье государство функциями Державы-покровительницы. Если и это не удастся осуществить, то гуманитарная организация, «как, например. Международный Комитет Красного Креста» берет на себя гуманитарные функции Державы-покровительницы.
Тема 5. Международно-правовое регулирование военных действий на море