Обучающиеся читают стихотворения «Победителям», «Клятва»

Ведущий 1: Умер И. Сталин. В жизни Ахматовой происходят перемены. В 1955 г. – освобождение сына. В 1956 г. – выход в свет сборника переводов.

Обучающийся читает: Тот день всегда необычаен.Скрывая скуку, горечь, злость,Поэт – приветливый хозяин,Читатель – благосклонный гость.Один ведет гостей в хоромы, Другой – под своды шалаша,А третий – прямо в ночь истомы,Моим – и дыба хороша.Зачем, какие и откудаИ по дороге в никуда,Что их влечет – какое чудо,Какая черная звезда?Но всем им несомненно ясно,Каких за это ждать наград,Что оставаться здесь опасно,Что это не Эдемский сад.А вот, поди, ж! Опять нахлынут,И этот час неотвратим...И мимоходом сердце вынутГлухим сочувствием своим.

Ведущий 2: В последние годы жизни Ахматову публиковали мало, и чтобы заработать на жизнь, она много занималась художественными переводами.

Ведущий 1: О своих успехах и наградах А.А. Ахматова пишет более чем скромно, даже не упоминает о крупнейших международных премиях.

Ведущий 2: А в декабре 1964 г. А. Ахматова едет в Италию, где ей присуждена премия «Этна-Таормина». Когда Ахматова прибыла к месту церемонии, она ужаснулась: ей, потяжелевшей и больной, предстояло одолеть многоступенчатую лестницу древнего храма.

Голос Ахматовой: Торжественность и величавость момента были таковы, что если бы я чуть заколебалась, меня бы немедленно усадили в кресло и понесли наверх. Такого позора я допустить не могла. Я двинулась храбро вперёд. Так я поднялась на вершину славы, задыхаясь и кряхтя.

Ведущий 2: В июне 1965 г. в Англии А. Ахматовой вручают диплом почётного доктора Оксфордского университета.

Голос Ахматовой: И кто бы поверил, что я задумана так надолго и почему я этого не знала... Прошлое обступает меня и требует чего-то. Теперь, когда всё позади – даже старость – и осталась только дряхлость и смерть, оказывается, всё как-то мучительно проясняется: люди, события, целые периоды жизни. И столько горьких и даже страшных чувств возникает при этом. Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя со временем, с новой жизнью моего народа.

Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.

Ведущий 1: В 1966 г. А. Ахматова умерла. На родине творчество поэта стало широко известно только в 80-е годы 20 в., когда массовыми тиражами стали издаваться её сборники, когда вышел из забвения «Реквием».

Обучающаяся читает:

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем – не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век

Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

 

Ведущий 1: Творчество современников А. Ахматовой помнит звуки её лиры, голос её музы, тяжесть и подвиг её жизни.

Обучающаяся читает (Ольга Берггольц):

Я иду за тобою

След в след.

Я целую его

Свет в свет.

Я бессонная как ты,

Бред в бред.

Знаю так же, как ты

Что смерти нет.

 

Ведущий 2: А. Ахматова написала самую короткую в мире балладу «Сероглазый король». Сама она эту балладу не любила. Почему? Неизвестно. Первым эти стихи положил на музыку А. Вертинский. Он выступал на фоне чёрного бархатного завеса, на котором были изображены две скрещенные руки.

 

Звучит романс «Сероглазый король» в исполнении А. Вертинского.

 

Ведущий 1: Голос А. Ахматовой стал голосом всего русского народа, голосом его совести, его веры, его правды. Всей своей жизненной и творческой судьбой поэтесса оправдала произнесенные еще в 1922 году слова:

Я – голос ваш, жар вашего дыханья,

Я – отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья, –

Ведь все равно я с вами до конца.

 

 

Конспект урока «Анна Ахматова – «голос своего поколения»

 

Цели:

  • образовательные: познакомить обучающихся с личностью и особенностями творчества А. Ахматовой; показать, как исполнена поэтом гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.
  • развивающие: вырабатывать умение читать стихи и эмоционально на них откликаться; совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотносить содержание с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением;
  • воспитательные: развивать чувство прекрасного, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать, патриотическое чувство, показать пример гражданского мужества.

Средства обучения – учебники, хрестоматии, тексты стихов А. Ахматовой, медиасредства.

Тип урока – комбинированный.

План.

  1. История псевдонима «Ахматова». Жизнь и творчество.
  2. Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…».
  3. Философские мотивы, патриотическая тема, мир женской души, поэт и родина в лирике Ахматовой: «Я научилась просто, мудро жить…», «Ты письмо мое, милый, не комкай…», «Молитва».
  4. Поэма «Реквием».
  5. Анна Ахматова – «голос своего поколения».

Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего лица…
А. Ахматова.

 



Ход урока

Предварительная работа.

Обучающиеся имели предварительное задание: познакомиться с биографией А. Ахматовой, составить хронологическую таблицу ее жизни и творчества, выучить наизусть стихотворения, вспомнить сведения о поэтах Серебряного века и особенностях этого периода в русской поэзии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: