Метод «Букета проблем»

P. Шекли высказал весьма парадоксальную мысль: "Чтобы задать вопрос, надо знать большую часть ответа на него". Если вдуматься в эту мысль, то можно прийти к двум интересным выводам. Во-первых, формулируя проблему, мы как бы сразу ориентируемся на наиболее распространенные, типовые методы ее решения. Во-вторых, неразрешимость (нерешенность) многих задач является следствием неправильной формулировки проблемы. Одним из способов поиска новых формулировок, а соответственно и направлений поиска решений проблемы, является метод "букета проблем".

Дело в том, что решение любой проблемы зависит от того, как она поставлена, как сформулированы вопросы, отражающие суть этой проблемы. Корректная постановка вопроса всегда отражает знание пути его решения. На этом и построен метод букета проблем.

Метод «букета проблем» состоит в том, что, основывая на исходной формулировке проблемы, рассматривают несколько иных проблем, формулируя тем самым группу или «букет проблем», состав которых таков:

ПКД — Проблема, Как она Дана. Это исходная формулировка проблемы. (Рассмотрим пример использования метода при решении проблемы: не хватает стульев в аудитории).

ПОВ — Проблема в Общем Виде. Наша частная задача может быть обобщена не единственным образом. Исходную формулировку делят на смысловые группы, затем для каждой из смысловых групп пытаются подобрать более общее понятие. (1-я смысловая группа: стулья. Подбираем обобщенные понятия: - средства для сидения; - средства для длительного неподвижного расположения; - средства для длительного удобного расположения; предметы, поддерживающие тело в удобном положении; - средства, позволяющие зафиксировать положение тела. 2-я смысловая группа: аудитория. Обобщаем данное понятие: ограниченное пространство с хорошим микроклиматом; - место обучения; - помещение для размещения большой группы учащихся; помещение, в котором созданы условия для фиксации новой информации. Записываем обобщенные формулировки: отсутствуют средства для сидения в аудитории (значит, можно использовать не только стулья); отсутствуют средства для длительного неподвижного расположения в аудитории (значит, можно не только сидеть, но и лежать, например в гамаке).

ПА — Проблема — Аналог. Нужно мысленно посмотреть, где, в каких областях человеческой деятельности (или в каких природных явлениях, в животном или растительном мире) возникает необходимость в таком же действии или такой же функции и как эти проблемы решены там. Очевидно, проблем-аналогов можно найти очень много. Наибольшую ценность представляют в данном случае аналоги, найденные в областях, достаточно далеких от исходной. (Где и как сидят кочевые народы (на ковре, на корточках); как сидят люди, проводящие время в неподвижности: рыболовы, водители, билетеры, зрители в кинотеатрах и т.д. (на раскладных стульчиках и т.д.); каким образом поддерживают свое тело в неподвижном состоянии животные, птицы, рыбы (принимают специальные позы); - на чем можно сидеть в лесу, в поле, в пустыне, в воде и т. д. (на пне, на траве, на соломе и Т. п.)

ПФВ — Проблема на уровне Физических Взаимодействий. На данном этапе полезно просмотреть, а что в объекте или его окружении можно было бы изменить так, чтобы исходная проблема либо исчезла вообще, либо частично решилась. (Как сделать так, чтобы не нужно было просто сидеть в аудитории? Для этого можно: - оснастить всех студентов специальными приемниками и организовать видеотрансляцию лекций; выдать всем студентам конспекты лекций, a вместо лекций устроить консультации) Иногда это — изменение каких-либо физических свойств объекта, а иногда достаточно изменить какие-либо временные или организационные характеристики процесса или системы.

ОП — Обратная Проблема. Иногда формулирование обратного, противоположного действия наводит на решение прямой проблемы. Между прочим, обратная проблема может быть и не в единственном варианте, так как отрицать можно не только действие целиком, но и часть его. (Как сделать так, чтобы в аудитории никто не сидел (объявить предмет факультативным); как сделать так, чтобы сидели не в аудитории (не пускать опоздавших на лекцию); как сделать так, чтобы при той же численности стульев хватало (сделать лекции очень скучными - шутка)).

Достоинством метода "букета проблем" является то, что он хорошо работает на задачах любого уровня и из любой сферы человеческой деятельности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: