Деятельность, как проявление активности

Урок по теме «Творческая активность личности»

Вся история человечества – это история изобретательства. Опираясь на подсказки природы, люди изобрели и стали совершенствовать орудия труда, научились делать одежду, предметы быта. По мере развития науки, техники, технологии появились задачи, которые трудно стало решать с помощью только методов проб и ошибок или путем простого подражания природе. Новые задачи требовали более глубокого их осмысления и творческого решения. Так появилось понятие «творчество».

1. Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы.

Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).

Основной источник активности личности – это потребности.

Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека.

Потребности. Связь потребностей и активности.

Потребность – это побуждение к деятельности, которая осознается и переживается человеком, как нужда в чем-то, или недостаток чего-либо.

Различают потребности:

ü по сферам деятельности:

потребности труда познания общения отдыха

ü по объекту потребностей:

материальные (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т. п.) духовные (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.) этические эстетические и др.

ü по значимости:

доминирующие/второстепенные центральные/периферические

ü по временной устойчивости:

устойчивые ситуативные

ü по функциональной роли:

естественные обусловленные культурой

ü по субъекту потребностей:

групповые индивидуальные коллективные общественные

Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности.

Уровень развития потребностей влияет на уровень развития личности.

Нормальное состояние человека (если только он не спит) – активное, деятельное.

Активность бывает:

ü Внешней (движение, мышечные усилия).

ü Внутренней (психическая активность), которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, что-то вспоминает и т. д.

 

Деятельность, как проявление активности.

Деятельность – активность человека направленная на удовлетворение его собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества и государства.

Без деятельности невозможна человеческая жизнь:

В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Создает материальные условия жизни для себя – жилище, одежду, пищу. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, живопись, музыка. Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир. Деятельность человека формирует и изменяет его самого.

Для всякой деятельности необходимы психические процессы:

Внимание. Память. Мышление. Воображение.

С другой стороны все эти психические процессы формируются и развиваются в деятельности, такова взаимосвязь психических процессов и деятельности.

Различают три основных вида деятельности:

Учебную. Трудовую. Игровую.

Они отличаются друг от друга по:

Результатам. Мотивам. Организациям.

Труд основной вид деятельности и его результатом является создание общественно-полезного продукта (заводская и с/х продукция, написанная книга, музыка и т. д.)

Творческая деятельность – ее результатом является создание нового оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание нового музыкального или художественного произведения, выведение новых сортов и т. д.)

Она требует наличия способностей, глубоких знаний, большого интереса к делу, но главным образом – напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий.

Ошибочно мнение, что талантливому человеку все достается без труда. Наоборот многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде (Чайковский, Толстой, Репин и др.).

“Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых”.Чайковский.

Учение - деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности.

Учение дает полезный продукт лишь на производственной практике, при обучении профессии.

Игра не дает общественно значимого продукта.

Различны и мотивы этих видов деятельности:

Мотивом труда является осознание общественной необходимости. Игра мотивированна интересом.

Различны и организация этих видов деятельности.

Труд и учение осуществляются в специально организованной форме, т. е. в определенное время и в определенном месте.

Игра связана со свободной организацией, ребенок играет в отведенное для этого время как хочет и сколько хочет.

Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: