С точки зрения структуры различают цели и мотивы деятельности:
Цель – то ради чего действует человек.
Мотив – то почему, он так действует.
Составную часть или отдельный акт деятельности называют действием. Они состоят из движений
Например: пошить пальто – деятельность, которая складывается из отдельных действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т. д.) все эти действия состоят из отдельных движений, которые диктуются сигналами из окружающего мира.
Действия бывают вполне осознанными и не вполне осознанными, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие мало осознанные действия производятся под влиянием сильных чувств и называют импульсивными.
Различают практические и умственные действия. Они тесно связаны между собой.
Интерес – избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной привлекательности.
Бывают разные виды интересов:
Материальные – стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т. д. Эти интересы могут перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства), типичный пример - Плюшкин.
|
|
Духовные – характеризуют высокий уровень развития личности. Это, прежде всего познавательные интересы.
Непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества. Опосредованный – интерес к результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному положению или материальным результатам труда. Пассивный - интерес созерцательный, когда человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV).
Активный – интерес действенный, когда человек действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей).
Мотив -это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта и определяющее направление действия.
Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, независимо от конкретных условий.
Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется благодаря воспитанию. Направленность проявляется в иерархически связанных между собой формах:
1. Влечение - первичное эмоциональное, еще неосознанное проявление потребности человека в чем-либо.
2. Желание – это психическое состояние, выражающее осознание потребности, ее объектов и возможных путей удовлетворения или вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.
3. Стремление – связано с волевым компонентом, проявляющееся в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути объекта потребности. Стремление неотделимо от чувств.
|
|
4. Интерес – это психическое состояние, обеспечивающее направленность Личности. Интерес как и мотив возникает в условиях дефицита информации, когда человек недополучает того знания, которое хотел бы иметь.
5. Склонность – это психическое состояние, выражающее избирательную направленность Личности на определенную форму деятельности.
6. Идеал - это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется Личность в настоящее время и которая играет решающую роль в течение всей ее деятельности и поступков. Идеал-доминирующий мотив деятельности и отношение Личности.
7. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем, которым человек руководствуется в своей деятельности и поведении. Наличие мировоззрения-показатель зрелости Личности.
8. Убеждения – это осознанные мотивы Личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, идеалами, взглядами, принципами.
Потребностно-мотивационная сфера составляет лишь часть личности и служит ее фундаментом, на котором формируются жизненные цели человека.