Какие воинские фразеологические обороты использованы в речах Игоря к его воинам?

 «Голову сложить» - умереть;

 «Зелёный саван постлала» - смерть

«Полегли за землю Русскую» - погибли в бою

«Один брат, один свет светлый – ты, Игорь!» - прославление Игоря

«Сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю славы» - опытные, сильные воины

«Чистое поле» - просторное, свободное

«Чёрный ворон, поганый половец», «Дети бесовы» - поругание врага

«Наступи на землю Половецкую» - напал

«Седло злато» - княжеское

 «Синее вино с трудом смешано» - с горем

«Поискати града Тьмутороканя» - добиться войной

«Ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Донъ шеломы выльяти!» - ритуал испить воды из реки шлемом

«На полe незнаемe» - Половецкая степь

«Копиа поютъ!» - копья летят

 

Как толкуют фрагменты текста, посвящённые троянам?

 

Сторонники «римской» точки зрения, видящие в Трояне римского императора Траяна, считают преимуществом своей гипотезы то, что она имеет исторические и материальные основы (ист. личность и сооружения на Балканах, носящие имя императора). Но трактовка с этой позиции четырех фрагментов С. и объяснение их поэтического смысла не могут быть признаны безупречными, особенно в толковании «веков Трояна» и «седьмого века Трояна».

Под «веками Трояна» понимаются либо все века, прошедшие от 102, т. е. от покорения Дакии Траяном (Максимович), либо от II до VII или IX в., т. е. время от покорения римлянами Дакии до образования в VII в. державы болгар и в IX в. Киевского государства (Державин), либо II—IV вв. — время от покорения Дакии до падения римского владычества в Причерноморье под натиском гуннов и готов (Рыбаков).

Точка зрения Державина неопределенна и непоследовательна. «Веками Трояна» он считает ист. отрезок от II до VII или IX в., а седьмой век Троянов отсчитывает от IV в., т. е. от падения римского владычества «в Киевско-Дунайской области».

Рыбаков, устраняя данное противоречие, называет «веками Трояна» время римского владычества над Причерноморьем (II—IV вв.), а седьмой век отсчитывает, как и Державин, от конца этого владычества, т. е., по Рыбакову, от конца «веков Трояних». Получается, что Всеслав действовал на седьмом веке после окончания «веков Трояних». Это невозможно по той причине, что «отправной точкой всякого летоисчисления является начало чего-либо, а не конец, ибо исчисляется время существования какой-либо величины», а не время, последовавшее за ее исчезновением (Карпунин. По мыслену древу)

Исследователи, видевшие в Трояне русского князя или князей из рода Рюриковичей, вынуждены были при объяснении выражения «на седьмомъ вѣцѣ Трояни» истолковать слово «век» в том значении, которое ему не свойственно: либо в значении «год» (Приселков), либо в значении «колено, поколение княжеского рода», которые назывались также «степенями» (Петрушевич, Шляков, Ильинский и др.). Это последнее значение приписывается слову «век» на том основании, что оно означало человеческая жизнь, длительность человеческой жизни. Но значение «поколение княжеского рода» выводится из значения «человеческая жизнь» искусственно и приписывается слову «век» произвольно, к тому же в этом случае в тексте должно было читаться «на седьмомъ вѣцѣ по Трояне» или «на седьмомъ вѣцѣ от Трояна», т. е. от Рюрика, от Святослава или от Олега. «Земля Трояня» представителями данного течения толкуется как Русская земля, а «тропа Трояня» интерпретируется по-разному в зависимости от того, кто назывался Т.

Забелин выдвинул предположение, что Трояне в «Слове» — это весь «трехбратний» княжеский род (легенды связывают с тремя братьями и основание Киева, и основание русской государственности). Но эта точка зрения, удачно объясняя тропу, землю и седьмой век Троянов, трудно приложима к упоминанию о «веках Трояних».

Костомаров выдвинул гипотезу, согласно которой Трояны — это три полянских князя, основатели Киева: Кий, Щек и Хорив. Эта точка зрения приняла несколько иной поворот в работе Шевчука, который полагает, что Трояном мог называться Кий, старший из трех братьев, но прил. «трояни» во всех четырех фрагментах толкует, скорее, как образованное от имени собств. «Троя».

Сторонники мифологического направления считают, что Троян в «Слове» — не ист., а мифическая личность, языческое божество. Эта точка зрения основывается на упоминании двумя древнерусскими памятниками языческого бога Трояна и на сказаниях южных славян о мифическом царе Трояне.

По мнению Лихачева, из текста следует, что «вечи Трояни» — это языческие века русской истории, предшествующие векам Ярослава Мудрого, «земля Трояня» — русская земля, «тропа Трояня» — божественные пути, по которым рыщет кудесник Боян, имеющий отношение к богам, «седьмой век Трояна» — последний век языческого бога Трояна, язычества в целом.

Во времена автора «Слова», а быть может и раньше, Троян мог представляться мифическим царем, великаном или богом, жившем в незапамятные времена и в какой-то дальней земле (наподобие «тридевятого царства»).

 

Кто такой Боян?

 

Имя Бояна упоминается в «Слове о полку Игореве» семь раз. Согласно наиболее распространённой в современной науке точке зрения, Боян — историческое лицо, придворный певец ряда русских князей XI века. Автор «Слова» называет трёх князей, которых воспевал Боян: братья-соперники Мстислав Владимирович Храбрый (умер в 1036 году) и Ярослав Мудрый (умер в 1054 году), а также внук второго из них Роман Святославич (умер в 1079 году), — и одного князя, которого Боян порицал: это Всеслав Полоцкий (правил в 1044—1101 годах, в 1068 году кратковременно княжил в Киеве). Судя по тому, что двое из положительных героев Бояна правили в Черниговском и зависимом от него Тмутараканском княжестве (а после смерти Мстислава всей Русью, включая Чернигов и Тмутаракань, владел и третий из них, Ярослав Мудрый), выдвигалась гипотеза о том, что и сам Боян был связан с этими местами. Хронология показывает, что Боян был активен как певец на протяжении не менее 40 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: