Почему в тексте противопоставлен Донец и Стугна?

 

«Донец» — символ Друга, «Стугна» — символ мнимого друга, своего по внешнему виду и чужого по внутренней сути. Таким, увы, был дед Игоря, Олег, русский князь, много раз приводивший половцев грабить Русь и много раз «топивший» своих друзей. По его вине погиб Борис Вячеславич, о котором Поэт взволнованно рассказал ранее в грустной маленькой поэме о разорении Руси. Поэтому теперь достаточно намёком напомнить читателю о событиях 1093 года и реке Стугне, чтобы в его воображении ожили длительное противоборство Владимира Мономаха и деда Игоря, Олега Святославича, трагические картины опустошения русских сел и городов при Олеге, «Гориславичем прозванном».

Что означает символический разговор Гзака и Кончака?

 

Кончак и Гзак — половецкие ханы; Кончак — сын хана Атрака (Отрока), внук хана Шарукана; Гзак — глава объединения донских половцев-бурчевичей, сын хана Веглюка (Белюка). Образы Кончака и Гзака играют заметную роль в раскрытии замысла Автора — призвать русских князей к единству ради спасения Руси от чужеземного порабощения. В «Слове» показано, как, забыв внутренние ссоры, дружно действуют разные половецкие ханы, когда во владения Степи вторгается войско князя Игоря. В погоне за князем Игорем, сбежавшим из плена, Кончак и Гзак, мирно беседуя, спорят о том, какую тактику выгодно применить в борьбе с Русью. Кончак защищает традиционную политику русско-половецких браков, с которой было связано постоянное вмешательство половцев во внутриполитические дела Руси. Гзак считает, что пришло время отказаться от этой политики (убить пленного сына князя Игоря Владимира, а не выдавать за него дочь К.), сделав ставку только на беспощадную, непримиримую борьбу. Гзак сказал Кончаку: «Если сокол летит к гнезду — расстреляем соколёнка (сына Игоря Владимира) золочёными стрелами». Кончак отвечал: «Опутаем соколёнка красною девицею». Гзак говорит: «Если опутаем соколёнка красною девицею — не будет нам ни соколёнка, ни девицы, начнут нас птицы бить в поле Половецком».

 

В чем смысл упоминания концовки о том, что «Игорь едет ко святой Пирогощей»?

 

 «Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей» подчёркивает его значимость: тяжело «Русской земле без Игоря», как «голове без плеч», «телу без головы». И всё-таки, почему мы не слышим Игоря, домысливаем сами, зачем едет Игорь в Киев, а не в свой родной Новгород-Северский. Обратимся к рассуждению Д.С.Лихачёва: «Как известно, русские люди издавна в трудных случаях жизни…давали обет в случае своего спасения отправиться на поклонение какой-либо из святынь. Обет непременно соединялся с покаянием в совершенных грехах. Именно такой обет был, по-видимому, дан и Игорем, когда он попал в плен. На вопрос же, почему Игорь даёт обещание именно Богоматери и едет воздать ей благодарность за своё спасение, мы можем найти ответ, основываясь на исследованиях С.С.Аверинцева и Д.С.Лихачёва. «Богоматерь как защитница государства, страны, города от врагов хорошо известна в богослужебных и молитвенных текстах. Известен акафист Богородице – «Взбранной Воеводе». Богоматерь имеет своими символами «Небесный Иерусалим», град, стену града, нерушимую стену, стену непреоборимую, двенадцативратный град (на основании Апокалипсиса у Романа Сладкопевца), башню Давида», - пишет Д.С.Лихачёв. Кроме того, учёный указывает на то, что Богоматерь на Руси почиталась как освободительница пленных. С.С.Аверинцев, определяя духовно-эстетическую значимость образа Богоматери для христианства, указывает, что она являлась «Градодержицей», «образом одухотворённого вещества», «образом человеческой общности, воплощающей мировой смысл, церковную общину», «Градом», сообщающим «ему смысловой устой и бодрую надежду на победу над видимыми и незримыми врагами».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: