Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

Изучение дисциплины «История» следует начать с освоения предмета науки история, методологии и теории исторической науки. Студентам следует усвоить принципы изучения исторических фактов, методы и источники изучения истории. А также понятие и классификацию исторических источников.

Студентам следует понять, что дисциплина «История" — важная составная часть гуманитар­ной подготовки специалистов в высшем учебном заведении. Функции исторического знания: познавательная и интеллектуально-развивающая, практически-политическая, мировоззренческая, воспита­тельная.

Методами изучения истории являются: основные (хронологический, хронологически-проблемный, проблемно-хронологический, синхронистический); и не основные (периодизация, сравни­тельно-исторический, ретроспективный, системно-статисти­ческий, социологический). Методология изучения истории, альтернативность и многовариантность в исторической науке.

В первом вопросе семинарского занятия студентам следует уяснить, что источниками изучения истории являются: архивные документы и материалы, документальные публикации, мемуары, пери­одическая печать, кинофотодокументы.

 Студентам следует уяснить  подходы к изучению истории: формационный под­ход и цивилизационный подход, обеспечивающие различные пути к постижению и осмыслению отечественной и все­мирной истории. Понятие о цивилизации. Н. Я. Данилевский, А. Д. Тойнби — авторы идей и теорий исторического круго­ворота обособленных и локальных "культурно-исторических типов" (цивилизаций).

 Студентам следует сформировать научный подход при изучении истории, понять о влиянии формационного подхода на развитие советской исторической науки и цивилизованного подхода к истории и о типах самостоятельных цивилизаций. Межцивилизационное взаимодействие. Запад и Восток - мощное цивилизационно - формирующие центры. Понятие европейской цивилизации в современной научной литературе: от античной цивилизации к современному общеевропейскому дому. Христианские ценности в контексте истории европейской цивилизации. Цивилизационная экспансия европейской культуры и её влияние на судьбы народов. Восток как исторический феномен. Цивилизации восточного типа: универсализм и вариативность. Духовные ценности и идеалы мусульманского мира.

Сстуденты должны выучить биографии и сущность трудов отечественных историков — ученых С. М. Соловьева, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, Б. А. Ры­бакова, Б. Д. Грекова, С. В. Бахрушина и др. и их вклад в разви­тие российской исторической науки. Познакомиться с научной деятельностью представителей советской исторической школы. Следует понять причины жестокой политической ангажированности советских историков.

 В результате изучения данной темы студенты должны осознать историческое место России в мировой истории, феномен России и особенность национального самосознания.

Раскрытие и усвоение студентами вопросов практического занятия необходимо начать с изучения рекомендованной научной и учебной литературы. Особое внимание следует обратить на книгу академика Б.А. Рыбакова «Мир истории: начальные века русской истории», где доходчиво изложены вопросы, вынесенные на семинарское занятие.

Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с определения территории расселения восточных славян. Затем надо дать характеристику основным видам занятий восточных славян. Закончить следует изучением религиозных воззрений восточных славян.

При усвоении первого вопроса необходимо исследовать как норманнскую теорию, так и взгляды антинорманнистов. Особое внимание нужно обратить на объективные предпосылки возникновения Древнерусского государства.

Раскрытие второго вопроса лучше начать с определения причин крещения Древней Руси. Затем надо рассмотреть процесс принятия христианского вероисповедания. Закончить следует выявлением места русской православной церкви в исторической судьбе России.

При рассмотрении третьего вопроса темы необходимо исследовать жизнь и деятельность наиболее выдающихся великих князей Киевских, раскрыть содержание социально-экономического развития и политического устройства Киевской Руси.

При рассмотрении четвертого вопроса следует особое внимание уделить расслоению общества Древней Руси и уяснить закономерность при создании первого свода  правовых актов Древне Русского государства. А также определить роль Ярослав Мудрого в укреплении княжеской власти.

В заключение следует определить дату и причины распада единого Древнерусского государства и появление новых политических центров.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1.Какие исторические источники Вы можете назвать?

2.Какие функции исторического познания Вы отметили?

3.Каковы задачи историографии?

4.Какие методы исторического познания Вы знаете?

    5.Какие этапы в развитии исторической науки Вы можете назвать

6.Какие существуют точки зрения на проблему происхождения восточных славян?

7.Под влиянием, каких внутренних и внешних условий проходило формирование Древнерусского государства?

8.Какие соседи Древней Руси представляли для неё наибольшую угрозу? Почему?

9.Как Вы можете определить общественно политический строй Древнерусского государства?

10.Какие категории свободного и зависимого населения вы можете назвать?

11.В чем Вы видите общее и особенное в социально- экономическом развитии Древней Руси в IX, X, XI вв.?

12.Что вы можете сказать об общих и отличительных чертах политического строя Руси в IX, X, XI вв.?

13.В чем вы видите роль городов в Древней Руси?

14. Какие элементы языческой и христианской культуры вы можете назвать применительно к Руси XI- начала XII вв

 

Тема 1.2 Борьба Руси с иноземной агрессией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: