Начать подготовку по данной теме необходимо с изучения рекомендованной учебной и научной литературы. Особое внимание следует обратить на книгу В.Б. Кобрина «Иван Грозный» и статью В.Я. Уланова «Власть Московских государей в XVII в.», где доходчиво изложены вопросы, вынесенные на семинарское занятие.
Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с определения внутреннего и внешнего значения царской коронации Ивана Грозного. Затем надо охарактеризовать важнейшие реформы, осуществленные Иваном IV и «Избранной радой». Закончить следует анализом опричнины.
В начале ответа на второй вопрос определяются задачи внешней политики России во второй половине XVI в. Затем надо раскрыть содержание военных походов русских войск против Казанского и Астраханского ханства. Особое внимание нужно уделить Ливонской войне: исследовать ее цели, ход военных действий и итоги.
Ответ на третий вопрос следует начать с общей характеристики положения России в XVII. Затем надо рассмотреть Соборное Уложение 1649 г. в отношении крестьян, посадских людей, центрального и местного управления. Закончить необходимо исследованием крестьянской войны под предводительством Степана Разина.
|
|
В четвертом вопросе надо рассмотреть положение украинского народа в составе Речи Посполитой. Затем необходимо раскрыть этапы его борьбы против польского гнета и за воссоединение с Россией. В заключение дается анализ войн России во второй половине XVII в.
Раскрытие и усвоение вопросов практического занятия необходимо начать с изучения рекомендованной учебной и научной литературы. Особое внимание следует обратить на книгу Уланов В.Я. «Власть Московских государей в XVII в. Три века» Т.1. – М., 1991, где доходчиво изложены вопросы, вынесенные в семинарское занятие. Причины смутного времени: социальной, экономический и политический кризисы.
При раскрытии первой темы студентам необходимо дать анализ внутренней и внешней политике России в годы царствования Бориса Годунова. Лжедмитрия I и роль иноземного вмешательства.
Во второй теме следует дать характеристику крестьянским выступлениям под предводительством Ивана Болотникова и борьбы русского народа против польских интервентов. Необходимо рассказать об оккупации Москвы поляками и организации в Нижнем Новгороде народного ополчения, в котором историческая роль отводится Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Показать итоги смутного времени и начало династии Романовых.
Сообщение по третьей и четвертой теме следует начать с общей характеристики положения России в XVII. Затем, в четвертом вопросе надо рассмотреть Соборное Уложение 1649 г. в отношении крестьян, посадских людей, центрального и местного управления, формирование сословной системы организации общества и завершение оформления крепостного права, ликвидация «белых» слобод и создание «государева» посада.
|
|
При раскрытии пятой темы следует рассмотреть реформу местного управления, возрастание роли бюрократии в жизни страны: расцвет приказной системы и изменения в составе правящей элиты. Необходимо раскрыть судьбу Земских соборов. Показать развитие городов, ремесла и торговли и складывание единого всероссийского рынка и появление мануфактурного производства в России. Необходимо закончить анализом социальных противоречий в российском обществе: соляной и медной бунты, крестьянская война под предводительством Степана Разина.
В сообщении на шестую тему необходимо определить задачи внешней политики России во второй половине XVIIв. Необходимо остановиться на правовом положении украинского народа в составе Речи Посполитой и деятельности Богдана Хмельницкого-лидера антипольского казацкого восстания. Рассказать об этапах освободительной борьбы украинского народа против польского гнева, об историческом решении Переяславкой Рады и войне Российского государства с Польшей и Швецией, Кардисском и Андрусовском мирных договорах; о Русско-турецкой войне за Украину и её итоги, о «Вечном мире» с Речью Посполитой. Следует рассказать о территории расселения и занятия коренных народов Сибири и Дальнего Востока, о создании опорных пунктов и освоении новых земель русскими переселенцами, о вкладе русских землепроходцев и мореходов в великие географические открытия.
В восьмой теме студентам следует раскрыть новые явления в развитии русской культуры XVII в. идеологии самодержавия в общественно- политической мысли страны; в создании первых трудов по истории Российского государства. Уделить внимание возникновению сатирических повестей, светскому началу в храмовой архитектуре, характерным чертам «московского барокко», развитию реалистических тенденций в русской живописи, распространению грамотности и просвещению в российском обществе, открытию в Москве новых учебных заведений.
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Что представляло собой Великое княжество Московское к середине XVI в.?
2. Назовите главные причины и последствия реформ «Избранной рады»?
3. Была ли опричнина неизбежна и почему?
4. Перечислите основные реформы Ивана IV.
5. Раскройте мифы и истину об Иване Грозном.
6.Каковы были основные направления Российской внешней политики во второй половине XVII в.
7. Назовите основные причины и предпосылки «Смутного времени».
8. Назовите периоды «Смутного времени» и укажите их характерные особенности.
9. Чем и почему закончилось «Смутное время»?
10. Назовите главные итоги и уроки «Смутного времени»?
11. Кто такие самозванцы, какова их судьба в России XVIIв?
12. Какова роль народных ополчений в судьбе России XVIIв?
13. Почему на русский престол был избран именно Михаил Романов?
14. В чем состояла главная задача первого царя из династии Романовых?
15. Что послужило главной причиной воссоединения Украины с Россией?
РАЗДЕЛ 3
XVIII столетие и начало новой эры в истории России.
Тема 3.1 Социально-экономическое развитие России в XVIIIв. Петровские преобразования.