Media influence on teenagers ' leisure time

 

This article discusses the features and mechanisms of media influence on teenagers ' leisure time. The peculiarity of teenagers who are most susceptible to events occurring in the external environm.

Key words: mass media, leisure teenagers, social network, influence, interests.

 

 

Средства массовой информации оказывают значительное влияние на образ жизни людей, в частности, подростков, формируют, программируют и регулируют их поведение в обществе. Информация, передаваемая в СМИ, оказывает то или иное психологическое воздействие на аудиторию подросткового возраста. В процессе просмотра телевизионных передач или знакомства с информацией, передаваемой через другие СМИ, у подростков создаются те или иные привлекательные, желанные или напротив образы.

Кроме того, посредством СМИ устанавливается контакт различных организаций, государственных органов, общественных учреждений и т.д. с лицами подросткового возраста. Именно СМИ является проводником информации, способом их оповещения, ознакомления с происходящими в обществе событиями, существующими идеями, предложениями и т.д.

Особенности влияния СМИ на личность подростка изучают такие исследователи, как Т.Д.Джишкариани, И.С. Кокарев, А.А. Гришина, М.В. Данилова и др.


Особое внимание понятию СМИ и механизмам их влияния на личность человека уделяют такие ученые, как Д.Е. Штильников, В.Ф. Олешко, О.В. Малик и др. Особое внимание работе с подростками в процессе их развития уделяют И.В. Челышева, О.И. Ефремова, В.С. Шаповалова и др. исследователи. Именно на этапе подросткового возраста человек активно осмысляет собственную жизнь в целом и свое место в системе общественных отношений, в частности.

Такие исследователи, как И.В.Челышева, О.И. Ефремова и др., обращают внимание на то, что Э. Эриксон утверждает, что вследствие неспособности подростка идентифицировать себя, для него наступает кризис идентичности, который сопровождается депрессией, неприспособленностью к жизни, отсутствием стремления к продолжению образования и выбору карьеры [2, с. 39].

Большое влияние на подростка имеет социальное окружение, которое включает в себя такие социальные группы, как семья, компания сверстников, школьный класс. Они представляют собой группы, которые окружают подростка и выступают в качестве носителей различных норм и ценностей.

С точки зрения таких исследователей, как А.А. Гришина, М.В. Данилова, психологическое воздействие на подростков СМИ осуществляется путем информирования, убеждения, внушения, побуждения и программирования [1, с. 162].

Многие исследователи, при изучении роли телевидения в социализации подростков, пришли к выводу, что эти факторы создают определенный образ жизни подростка, структуру его свободного времени и оказывают негативное влияние на его мировоззрение, лишают волевых и интеллектуальных качеств. Существует и совершенно противоположная точка зрения, исследователя Сычевой И. в своих работах, посвященных информационной культуре, она отмечает необходимость влияния средств массовой информации на подростков, как главный фактор их социализации. [3].


По результатам экспертного опроса большая часть подростков проводя свой досуг, играют в компьютерные игры, меньшая часть - посещают различные секции и кружки. Подростки, используя Интернет при организации своего досуга, посещают социальные сети, которые привлекают их возможностью общаться с друзьями и слушать музыку, делиться своими фотографиями, возможностью просматривать ленты видеозаписи. Социальные сети оказывают значительное влияние на подростков, удовлетворяя их потребности, интересы, стремление к общению и познанию чего-то нового, способствуют самореализации подростка.  

Большая часть подростков считает, что ограничение времени их проведения около компьютера, препятствует им получать большее удовольствие от проведения свободного времени. Из этого можно сделать вывод о большом влиянии, которое оказывает Интернет на подростков. Малое внимание уделяется познавательным передачам и программам. При организации досуга редко используется потенциал СМИ для интеллектуального развития.

Исследователь Чернобровкина П.В. в своей научной работе подчёркивает, что информация, получаемая в интернете, способствует развитию мышления, расширению кругозора подростка, делает его обучение продуктивным и успешным. Есть много познавательных сайтов, но, к сожалению, подростки мало интересуются такими сайтами и используют интернет не всегда по назначению. [4].

А ведь при этом просторы интернета содержат большое количество информации сомнительного содержания. Так, существуют сомнительные сайты, посвященные суициду, обсуждению действия тех или иных наркотических веществ. Представленная на таких сайтах информация может увлечь подростков и угрожать его здоровью. Конечно, в большинстве своем подростки-пользователи социальных сетей общаются в виртуальном мире с реальными людьми, с которыми они общаются и в жизни: общение посредством социальных сервисов способствует постоянному поддержанию


коммуникации и нахождению большего количества точек соприкосновения с другими людьми. Тем не менее, широко распространена практика создания «несуществующих» страниц, называемых «фейковых» [2, с. 128].

Актуальный ныне страх остаться без мобильного телефона. «Современный страх «Номофобия (Nomophobia - от словосочетания «no mobile-phone phobia») - психическое расстройство или тревога остаться без мобильной связи. В статье автором указывается, что тревога обуславливается не столько страхом потерять, как отсутствием связи и обновлений новостей из социальных сетей. В статье говорится, что уровень стресса при этом сравним со свадебными переживаниями или походом к стоматологу: зависимость, тревога, наличие сети и WI-FI, сильный стресс при недоступности гаджета, который сопровождается раздражительностью, а также физическими проявлениями: потливостью, учащенным сердцебиением, нехваткой воздуха. Постоянные отслеживания вызывают страх одиночества, страх изоляции от внешней среды. Проверка уведомлений сразу после звукового оповещения независимо от текущего занятия, а также частая проверка устройства на наличие уведомлений и новостей. [5].

Проведен эксперимент с тегом Дисклеймер (англ. Disclaimer) - ненаправленное интервью, при котором ведущая роль отдаётся респонденту. Видео-эксперимент (видео для ютуба) проведен с активной молодежью города, чтобы проверить, насколько они подвержены данной фобии.
Что из этого вышло, можно увидеть в ролике. [6].

Подростки в большинстве своем всегда имеют желание подражать известным личностям, информацию о которых получили из СМИ. Данный показатель может свидетельствовать о высокой степени влияния информации, получаемой из СМИ, на личность и досуг подростков.

Таким образом в процессе организации своего досуга с использованием средств массовой информации, подросток проявляет интерес, испытывает познавательную потребность к информации, передаваемой через СМИ. Удовлетворение интереса вызывает появление новых интересов,


соответствующих более высокому уровню познавательной де­ятельности, что может привести к устойчивой лич­ностной потребности в обращении к СМИ. В данных условиях с помощью СМИ можно сформировать у подростков определенные потребности и на их основе управлять интересом.

 

Список используемой литературы:

1. Грушина А.А. Влияние СМИ на личность подростка / А.А. Гришина, М.В. Данилова // Молодой ученый. - 2018. - №3. - С. 162-164.

2. Челышева И.В. Работа с молодежью: политика, управление и творческо-производственная деятельность на материале медиакультуры / И.В.Челышева, О.И. Ефремова, В.С. Шаповалова - М.: МОО «Информация для всех», 2018. – 177 с.

3. Кузнецова Т. Смена культурной парадигмы: как она влияет на формирование личности подростка // Библиотечное дело, 2008. - №5. - С. 13-16

4. Чернобровкина П.В. Влияние СМИ на формирования личности подростка // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XL Международной студенческой научно-практической конференции № 3(40). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://sibac.info/archive/guman/3(40).pdf (дата обращения: 19.03.2020)

5. © СТРАХИ и ФОБИИ 2020.[Электронный ресурс]. «Виды фобии. Как с ними справиться». Режим доступа: URL: https://strahifobii.ru/ (дата обращения: 19.03.2020)

6. Молодежь Геленджика. [Электронный ресурс]. Instagram @kcsom_puls. Молодежный центр «Пульс». г. Геленджик. Номофобия и молодежь. «Без телефона». Режим доступа: youtu.be/WOpOwe1Sinw. (Опубликовано: 19.03.2020). / https://www.instagram.com/tv/B96UxwOKQjF/?igshid=11snmhiguf653/

#номофобия #вкадре #молодежь   (дата обращения: 19.03.2020).

 

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: