Причины аварий и травматизма при эксплуатации грузоподъёмных машин

ОСНОВНЫЕ ОПАСНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЁМНЫХ МАШИН:

˗ обрыв груза и его падение с высоты при неудовлетворительном состоянии грузозахватных устройств, при нарушении целостности тросов и канатов;

˗ падение поднятого груза и самой ГПМ (например, грузоподъёмного крана) при потере устойчивости системы (за счёт ветрового напора, несбалансированности масс, схода с рельсового пути, превышения нормативной грузоподъёмности, при перерывах в подаче электроэнергии).

В процессе работы на работающего возможно действие следующих опасных производственных факторов:

‒ движущихся или вращающихся механизмов;

‒ перемещаемых грузов;

‒ опасного напряжения в электрической цепи.

Основными причинами аварий и НС при эксплуатации грузоподъемных устройств являются следующие:

‒ допуск к управлению краном лиц, не прошедших специального обучения;

‒ отсутствие на механизмах автоматически действующих ограничителей высоты подъема груза;

‒ использование некачественных грузозахватных и других вспомогательных приспособлений (траверсы, стропы, клещи, контейнеры и пр.) и тары;

Анализ причин несчастных случаев (НС) позволил установить, что 22,1 % от общего числа случаев происходит из-за нарушения требований эксплуатации грузоподъёмных механизмов; 16,8 % — вследствие несовершенства такелажных приспособлений и неправильной строповки грузов; 8,9 % — из-за неправильных приемов выполнения рабочих процессов; 6,9 % — вследствие нарушения норм и правил складирования грузов.

Безопасность условий труда зависит от выбранного способа производства работ, организации фронта работ и правильной эксплуатации комплекта машин и механизмов, участвующих в рабочих процессах.

Причины производственного травматизма при погрузочно-разгрузочных работах показывают, что НС являются не только следствием плохой организации труда или неисправности грузоподъемного оборудования, но также результатом пренебрежительного отношения к основным требованиям правил техники безопасности.

Поэтому кроме обязательно проводимых инструктажей должна проводиться повседневная работа по разъяснению рабочим, занятым на погрузочно-разгрузочных процессах, важности соблюдения и выполнения правил техники безопасности. Необходимость такой работы обусловливается еще и тем, что на погрузочно-разгрузочных процессах часто заняты рабочие относительно низкой квалификации, не имеющие достаточного опыта и производственных навыков, либо не имеющие необходимого обучения и допуска на данные работы. Поэтому такие рабочие недостаточно хорошо представляют себе сложность и вероятную опасность выполняемых ими работ.

 



ОСНОВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ГРУЗОПОДЪЁМНЫХ МАШИН.

Обеспечение безопасной эксплуатации грузоподъёмных машин:

˗ Для предотвращения доступа людей в опасную зону работы ГПМ устраиваются защитные ограждения. Ограждаются также все движущиеся доступные для прикосновения людьми органы и системы ГПМ (тросы и др.).

˗ Для предотвращения падения груза при отказе приводных устройств (например, электродвигателей) применяются тормозные механизмы (стопорные, спусковые и др). Тормозные устройства используются также для предотвращения неконтролируемого перемещения ГПМ, например, по подкрановому рельсовому пути.

˗ Для остановки неконтролируемого движения и их органов в крайних точках (по высоте, длине и др.) применяются концевые выключатели, отключающие энергоисточник при приближении ГПМ к опасной точке.

˗ Широко применяются ограничители грузоподъёмности, автоматически отключающие механизм подъёма груза, масса которого более предельной на 10 %.

˗ Кроме перечисленных применяются и другие специальные устройства, обеспечивающие безопасную эксплуатацию грузоподъёмных машин.

˗ Наряду с предохранительными устройствами применяются также приборы безопасности, сигнализирующие персоналу о наличии или возникновении соответствующей опасности: указатели грузоподъёмности, сигнализаторы опасного электрического напряжения в близи ГПМ, анемометры, предупреждающие об опасной скорости ветра и др.

К приборам и устройствам безопасности грузоподъёмных кранов и машин относят:

  • ограничители грузоподъёмности;
  • ограничители пути движения (рабочих движений крана);
  • ограничители перекоса металлоконструкции крана (применяют на специальных козловых кранах большой грузоподъёмности с большими пролетами);
  • блок-контакты;
  • противоугонные устройства;
  • упоры и буферы;
  • опорные детали;
  • предохранительные щитки;
  • устройства электробезопасности;
  • анемометры.

По принципу действия приборы и устройства безопасности разделяют на:

  • предохранительные (ограничители, ловители, блок-контакты, противоугонные устройства, устройства электробезопасности и др.);
  • предупреждающие:
    • сигнализирующие (сигнализаторы давления ветра (анемометры), контрольные лампы на пульте управления краном, звуковые сигнальные приборы (звонки, сирены));
    • указательные (указатель грузоподъёмности стрелового крана в зависимости от вылета стрелы).
  • Площадки и лестницы, расположенные на кранах, концевые балки кранов мостового типа, а также площадки и галереи, предназначенные для обслуживания кранов, должны быть ограждены перилами высотой 1 м с устройством сплошного ограждения понизу на высоту не менее 100 м.
  • Кроме того грузоподъемные краны должны иметь приборы освещения для работы в ночное время и в условиях недостаточной видимости. При установке на башенных кранах светильников, освещающих рабочую зону крана, освещение должно включаться самостоятельным выключателем, установленным на портале. Кабины управления краном, аппаратные кабины и машинное помещение должны иметь электрическое освещение.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: