Безопасность эксплуатации компрессорных установок

Безопасность эксплуатации компрессоров регламентируется «Правилами устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздуховодов и газоводов».

Компрессорные установки могут быть стационарными и передвижными. Сжатый воздух, получаемый при работе компрессора, накапливается в воздухосборнике (или ресивере), который является сосудом, работающим под давлением. Неправильное устройство компрессорных установок и неудовлетворительная их эксплуатация могут вызвать аварии и взрывы отдельных их частей.

Непосредственными причинами аварий и взрывов могут быть следующие: чрезмерное повышение температуры сжатого воздуха и перегрев частей компрессорной установки; загорание и взрыв смеси паров смазочного материала с воздухом; гидравлический удар; возникновение на корпусе компрессорной установки зарядов статического электричества; повышение давления воздуха в компрессорной установке выше допустимого.

Опасность перегрева элементов конструкции компрессора связана прежде всего с тем, что при сжатии любых газов их температура повышается и тем больше, чем больше степень сжатия. Кроме того, при обильной смазке цилиндров компрессора и высокой температуре сжатого воздуха масло пригорает к внутренним стенкам цилиндра, поршням, клапанным устройствам и трубопроводам. Интенсивность этого процесса резко возрастает при загрязнении сжимаемого газа пылью, окалиной, продуктами коррозии. Нагар увеличивает трение и приводит к местным перегревам, инициирующим взрыв. Под действием высокой температуры сжатого воздуха смазочное масло разлагается с выделением газов и паров (в частности ацетилена), которые в смеси с воздухом могут сгорать со взрывом. На внутренних поверхностях воздуховодов способна образовываться окисная пленка масла, которая может привести к взрыву при нагреве, ударе, сотрясении.

Основным предупредительным мероприятием против перегрева является воздушное или водяное охлаждение компрессора. Воздушное охлаждение применяется, когда давление сжатого воздуха не превышает 2 0,0 МПа; водяное – при более высоких давлениях сжатия.

Для предупреждения накапливания смазки и пригорания ее к стенкам цилиндров смазка компрессорной установки должна осуществляться в минимально необходимом количестве.

Во время эксплуатации компрессорные установки регулярно очищают от масла и наслоений. Для устранения попадания смазочного материала в воздуховоды, а затем в воздухосборник, у начала воздуховодной магистрали устанавливают маслоотделитель.

Сухой и чистый воздух, засасываемый для сжатия компрессором, является одним из важных условий безопасной его работы. Влага, скапливаясь в цилиндрах компрессорной установки, может явиться причиной гидравлических ударов при движении поршней и привести к разрушению компрессорной установки. Наличие в сжатом воздухе сухой пыли приводит к ускорению нагарообразования в цилиндрах компрессора, их повышенному износу и возникновению зарядов статического электричества, разряды которого вызывают восп­ламенение продуктов разложения смазки. Особую опасность статическое электричество представляет для воздухосборников, взрыв которых аналогичен взрыву баллонов.

Для исключения попадания пыли в компрессорную установку необходимо правильно выбирать место для забора воздуха, а в заборной трубе устанавливать фильтр для очистки воздуха. Для удаления влаги из сжатого воздуха на магистральном воздуховоде устанавливают влагоотделитель.

Устранение зарядов статического электричества достигается заземлением основных частей компрессорной установки: корпуса компрессора, воздухосборника и воздуховода.

Авария компрессорной установки может произойти от быстрого повышения давления в магистральном воздуховоде компрессора и в воздухосборнике при внезапном прекращении или резком снижении расхода сжатого воздуха. Для предупреждения таких аварий на компрессорных установках предусматривают предохранительные устройства – автоматические регуляторы давления и предохранительные клапаны. Регулятор давления при повышении давления переводит компрессор на холостой ход, а предохранительный клапан снижает давление до нормального, выпуская избыток воздуха в атмосферу.

Для исключения ошибочных действий обслуживающего персонала к работе на компрессорных установках допускаются машинисты, прошедшие специальную подготовку, сдавшие экзамены и имеющие соответствующие удостоверения.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: