Профессиональные и личностные качества тренера, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности

Деятельность тренера — это педагогическая деятельность, предъявляющая к личности тренера определенные требования, которые проявляются в коммуникативных, организационных, конструктивных, гностических и двигательных способностях.

Психические познавательные процессы: - умение четко и кратко формулировать информацию; - хорошо развитые мнемические способности (свойства памяти); - концентрированность внимания; - развитый объем внимания; - предметность мышления; - способность к образному представлению предметов; Психические эмоциональные процессы: - эмоциональная устойчивость; - сдержанность; - выразительность и эмоциональность речи; Профессионально важные качества: - внимание к деталям; - предусмотрительность; - хорошее общее физическое развитие; - умение управлять собой; - способность быть лидером; - умение предвидеть результат; - умение правильно и эффективно распределить время; - организаторские способности; Личностные качества: - высокая нравственность; - активность; - упорство; - усидчивость; - чуткость; - ответственность; - искренность; - доброжелательность; - твердый характер; - строгость;

Основные направления работы тренера по личностному росту спортсмена: воспитание, обучение, образование.

Роль тренера в воздействии на личность спортсмена является очень высокой. Для успешной организации учебно-тренировочного процесса тренеры должны обладать известными способностями, то есть такими особенностями личности, благодаря которым в работе достигается высокий результат и создается что-то новое. Призвание к педагогической деятельности, как правило, проявляется при наличии специальных педагогических способностей, которые представляют соединение прирождённых и приобретённых свойств личностей. Развитие этих качеств требует жёсткого самоконтроля личности во имя непрерывного самосовершенствования. В структуру педагогических способностей включаются следующие требования:

- педагогическое воображение т.е. способность педагога предугадывать, как ученики усвоят учебный материал и что надо сделать для совершенствования обучения и воспитания; умение проектировать черты характера и спортивные качества воспитанников, и необходимые меры по их развитию;

- педагогическая наблюдательность тренера в отношении тенденции развития знаний, спортивных качеств и свойств юного спортсмена;

- требовательность к себе и другим. Важная черта тренера, поскольку добиться выполнения требований учениками может только тот педагог, который требователен, прежде всего, к самому себе;

- педагогический такт, проявляемый во взаимоотношении между тренерами и их воспитанниками;

- организаторские способности, которые необходимы как в самом учебно-тренировочном процессе, так и в организации спортивных соревнований.

Взаимоотношения тренера и спортсмена должны быть удовлетворены планируемой и выполненной работой. Опытные тренеры считают, что при эффективном управлении тренировкой не допускаются реакции недовольства со стороны спортсмена, а состояние удовлетворения

должно контролироваться на всех этапах подготовки на одном занятии, в микро- и мезоциклах. На основании обобщения опыта работы ведущих тренеров можно предложить следующие правила. Тренер должен:

- говорить о целях планирования тренировочного процесса и достигнутых результатах четко, ясно и конкретно; удостовериться, что спортсмен все понял;

- поддерживать нормальные отношения со спортсменами, без заискивания и фамильярности;

- соотносить поставленные цели со способностями спортсмена. В командных видах расставить спортсменов по их функциональным местам;

- достижение поставленных целей или решение задач должно требовать от спортсмена определенных усилий;

- тренировочные результаты должны постоянно фиксироваться и сопровождаться педагогическим и другими видами контроля;

- контролировать психологическое состояние спортсмена; не допускать таких критических моментов тренировки, которые ведут к срыву или некомпенсированному утомлению;

- осуществлять положительную мотивацию у спортсменов в тренировочном процессе;

- достигать поставленных целей постепенно по восходящей линии роста результатов;

- быть активным участником тренировки. Не заниматься мелкой опекой и не вмешиваться в текущие дела.

Результативность профессиональной деятельности тренера зависит от следующих основных параметров:

- ощущения вероятности достижения успеха;

- наличие мотива поведения у спортсмена как личностного фактора целеустремленной системы;

- последствий успеха или неуспеха в решении управленческих тренировочных задач, в данном случае неуспех является поводом для коррекций или пересмотра тренировочных планов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: