Психолого-педагогические особенности взаимодействия с субъектом образовательной деятельности с учетом свойств личности, акцентуаций характеров

Тип акцентуации характера учителя и его общение с учащимися

Рассмотрим, как изменяется характер общения с учащимися учителей с разными типами акцентуаций характера (табл. 3.12).

Учителя с теми или иными акцентуациями характера по-разному взаимодействуют с учащимися, что нередко приводит к конфликтам.

Учитель, зная свой тип акцентуации характера, должен формировать свой индивидуальный стиль деятельности, организуя манеру поведения, привлекательную для окружающих и эффективную для профессионализма.

Необходимо упражнять способность воздержания от крайнего проявления акцентуаций, так как в педагогической деятельности они являются помехой. Для этого надо тренироваться в сдерживании слишком бурных реакций, разумно регулировать свои действия.

Таблица 3.12

Характер общения с учащимися учителей с разными тинами акцентуаций характера

 

Тип акцентуации, его особенности   Поведение учителя с учениками в общении
1. Гипертимость. Учитель оптимистичен. Всегда бодр, в приподнятом настроении, активен в работе. При своей оптимистичности легко преодолевает преграды. Имеет разные интересы, проявляет новаторство, иногда прожектерство   Заражает учащихся своей увлеченностью. Легко завоевывает симпатию учащихся и может легко ее потерять из-за повышенной словоохотливости. Конфликтен  
2. Циклотимность. Педагог – человек открытый, общительный, теплосердечный. Но склонен к смене настроения, к переходу от оптимизма к пессимизму и обратно. В период подъема настроения общителен, теплосердечен, занимает позицию лидера. В период спада появляется вялость, утрата интереса, снижение уровня общительности. Самооценка неустойчивая   Отношение с учащимися связаны с перепадами настроения. Могут возникнуть конфликты. Поведение в конфликте непредсказуемо. В период спада общение по возможности нужно ограничивать, чтобы исправить неблагоприятное впечатление  
3. Застревание (ригидная возбудимость). Учитель целеустремлен и настойчив, но внутренний мир почти всегда закрыт для посторонних взоров. Высоко оценивает свои способности, самолюбив и легко уязвим. Неуживчив в семье. Непримирим к несправедливости   Упрямство и болезненная обидчивость легко ведет к конфликтам, из которых учитель выбирается с большим трудом. В конфликте активен. Обид не забывает, злопамятен и даже мстителен  
4. Эмотивность (или чувствительность). Педагог эмоционально впечатлительный, контактный (в узком кругу) и отзывчивый, добрый человек. Легко становится любимцем учащихся и коллег за счет своей контактности и отзывчивости   Контактность и чрезмерная мягкость способствуют быстрому установлению взаимоотношений с учащимися, а отсутствие требовательности ведет к конфликтам. Испытывает трудности со своим авторитетом. Редко вступает в конфликты. Склонен к уступкам  
5. Педантичность. Учитель любит свою работу и заботится о порядке. Нетерпим к безответственности. Часто его называют "педант" или "зануда". Прежде чем что-либо сделать, тщательно все обдумывает. В общении не хватает душевности   Строгие требования и детализация заданий при неу- чете индивидуальных особенностей учащихся, их непонимании и непрощении ошибок ведут к конфликту. В конфликт вступает редко, при этом ведет себя пассивно  
6. Тревожность. У учителя большая впечатлительность при неуверенности в своих силах. Склонен к растерянности и панике. Самооценка заниженная. Хорошо развито чувства долга и ответственности. Эмоционален. Повышенный невротизм, неуверенность в себе, робость и покорность ведут к растерянности и панике. Чувствует свою незащищенность   Постоянная настороженность в отношении неблагоприятного поведения учащихся не спасает учителя от конфликтов. В конфликт вступает редко, играя в нем пассивную роль ("уступка", "уход"). Педагогу рекомендуется осваивать демонстрации противоположных качеств, а также приемы психологической защиты  
7. Демонстративность. У педагога присутствует озабоченность впечатлением, производимым на окружающих. Имеет место "актерство" в общении, самовыражение. Стремится к лидерству, власти. Может быть эгоистичен, склонен к словесному самовосхвалению, хвастлив. Стремится привлечь к себе внимание   При встрече с трудностями эмоциональный задор теряется. При невозможности произвести внешний эффект обвиняет учащихся и их родителей. Возможны конфликты, в конфликте учитель активен. Педагогу надо следить за естественностью своего поведения  
8. Неуравновешенная возбудимость (или раздражительность). У учителя наблюдается склонность к состоянию злобно-тоскливого настроения. Слабый контроль своего поведения ведет к импульсивности, прямолинейности. Легко "заводится", часто конфликтует   Свое плохое настроение учитель может сорвать на ученике, которого нетрудно найти. Повод для конфликта может быть незначительным. Обид не прощает. Педагог должен учиться управлять своим поведением, воспитывать в себе терпимость, выдержку, толерантность  
9. Дистимность (или пессимизм). Учитель может быть серьезным человеком, но заторможенность при пониженном настроении ведет к снижению качества деятельности. Склонен к занижению самооценки. Производит явно неблагоприятное впечатление   Медлительность, неповоротливость, нерешительность ведут к непредвиденным конфликтным ситуациям. При огромной работе над собой недостатки могут быть преодолены за счет ответственности и любви к профессиональной деятельности  
10. Экзальтированность. Склонность впадать в крайности (как в депрессивную, так и в эйфорическую)   Полярность чувств (любовь и ненависть) порождает конфликтные ситуации  

 

 

Психологические особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры. Способности к педагогической деятельности и профессионально значимые


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: