Иов.36:20. Не желай той ночи, когда народы истребляются на своем месте

Книга Иова.

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

Глав 36

Четвертая речь Елиуя. 1–33. Бог поражает человека страданиями, чтобы предохранить от греха и побудить к покаянию.

Иов.36:2. подожди меня немного, и я покажу тебе, что я имею еще что сказать за Бога.

Молчание Иова дает Елиую повод обратиться к нему с просьбою о продлении его, так как он имеет сказать в защиту Бога еще нечто иное, более лучшее ранее им сказанного.

Иов.36:3. Начну мои рассуждения издалека и воздам Создателю моему справедливость,

Иов.36:4. потому что слова мои точно не ложь: пред тобою – совершенный в познаниях.

Новые рассуждения Елиуя заимствуются из отдаленной области, – из действий Творца в истории человечества и природе ("издалека" ­­ евр. «лемерахок», ср. Иов 39.29; Ис 37.26) и, отличаясь безусловною справедливостью, всецело соответствуют своему назначению оправдать Бога.

Иов.36:5. Вот, Бог могуществен и не презирает сильного крепостью сердца;

В буквальном переводе с еврейского данный стих должен читаться так: «Бог могуществен и не презирает никого. Он могуществен силою сердца». Принимая во внимание заявление Иова, что божественное всемогущество переходит в произвол, нарушающий требования правды (Иов 9.4–12), Елиуй утверждает, что при всем своем всемогуществе Бог не попирает ничьих прав, – «не презирает никого». Причина и объяснение этого в том, что Его могущество – чисто духовное: «Он могуществен силою сердца», т. е. разума. В силу этого он обладает способностью различить правду от несправедливости и водворить повсюду мудрый порядок (ср. Иов 12.13).

Иов.36:6–15. Примеры беспристрастного правосудия из истории человечества.

Иов.36:6. Он не поддерживает нечестивых и воздает должное угнетенным;

Иов.36:7. Он не отвращает очей Своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются.

Обладая полнотою духовных сил, Бог и среди людей поддерживает духовное совершенство: не допускает торжества зла (ст. 6; ср. Иов 34.19) и охраняет добро – «не отвращает очей» («праведников посаждает на престол» ср. 1Цар 2.8; Пс 112.7–8, 131.12).

Иов.36:8. Если же они окованы цепями и содержатся в узах бедствия,

Иов.36:9. то Он указывает им на дела их и на беззакония их, потому что умножились,

Иов.36:10. и открывает их ухо для вразумления и говорит им, чтоб они отстали от нечестия.

Не нарушается Божественное Правосудие и страданиями праведников, будут ли это цепи в буквальном смысле, – превращение прежних царей в узников, или же всякого рода бедствия («узы бедствий» – ср Иов 13.27; Ис 28.22, Пс 106.10 и д.). Они вызываются впадением праведников в грех, несмотря на божественные предостережения («потому что умножились», буквально: «потому что они поступали гордо» ср. Иез 33.13, 18), и направляются к исправлению, – просветлению рассудка и совести («открывает... ухо», ср. Иов 33.16) и укреплению воли («отстали от нечестия», евр. «овен» ­­ ничтожество, грех слабости; ср. Иов 13.10; 1Ин 1.9).

Иов.36:11. Если послушают и будут служить Ему, то проведут дни свои в благополучии и лета свои в радости;

Иов.36:12. если же не послушают, то погибнут от стрелы и умрут в неразумии.

Двоякий результат страданий: раскаяние возвращает впавшему в грех прежнее благополучие (ср. Ис 1.19; Иез 33.14–16), а при нераскаянности бедствия доводят человека до гибели (Иез 33.13; Ис 1.20), он умирает «в неразумии», – греховности (по кн. Притчей, глупость – синоним нечестия, греховности).

Иов.36:13. Но лицемеры питают в сердце гнев и не взывают к Нему, когда Он заключает их в узы;

Иов.36:14. поэтому душа их умирает в молодости и жизнь их с блудниками.

В то время как в согрешившем праведнике несчастья могут возбудить раскаяние, нечестивых (синодальное "лицемеры") они приводят в состояние ожесточения, раздражения (ср. Иов 5.2), при котором не может быть молитвенного обращения к Богу. В наказание за это они умирают в юности (ср. Иов 5.26) и проводят такую же позорную жизнь, как «кедешим» («effeminati» Vulg.) – официальные блудники, посвятившие себя гнусному служению в честь языческих богов (Втор 23.18; 3Цар 14.24, 15.12, 22.46).

Иов.36:15. Он спасает бедного от беды его и в угнетении открывает ухо его.

Иов.36:16. И тебя вывел бы Он из тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком;

Применение сказанного к Иову. Спасая страждущего праведника, Господь подобным же образом поступил бы и с раскаявшимся Иовом: избавил бы от бедствий («вывел бы из стеснения на простор», ср. Пс 4.2, 17.20, 117.5, 118.45) и возвратил бы прежнее счастье, богатство: «поставляемое на стол твой было бы наполнено туком» (ср. Пс 21.27, 22.5; Притч 9.2).

Иов.36:17. но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение – близки.

Иов.36:18. Да не поразит тебя гнев Божий наказанием! Большой выкуп не спасет тебя.

Сомнение в исполнимости только что сказанного. Ввиду греховного настроения Иова («преисполнен суждениями нечестивых», ср. Иов 34.7), проявляющегося в нечестивых речах, которые навлекают божественный гнев («суждение и осуждение – близки»), Елиуй сомневается в исполнимости своих обещаний и потому предостерегает Иова от излишней раздражительности, могущей привести к оскорблению Бога, «Пусть гнев не вовлечет тебя в оскорбление» (буквальный перевод первой половины 18 ст.; ср. ст. 13; Иов 34.37), и советует терпеливо переносить страдания, которыми он может искупить себя («пусть величие выкупа не отвращает тебя от раскаяния», – вторая половина 18 ст.).

Иов.36:19. Даст ли Он какую цену твоему богатству? Нет, – ни золоту и никакому сокровищу.

Неудовлетворительность синодального чтения доказывается упоминанием о богатствах, которые Иов готов предложить в качестве выкупа. Все его имущество погибло, следовательно, не может быть и речи о нем, как существующем. Правильным чтением данного стиха признается следующее: «твои вопли выведут ли тебя из несчастия, а равно и все усилия твоего могущества?» Побуждением последовать совету Елиуя (ст. 18) является бесполезность в деле избавления от несчастия воплей Иова (ср. Иов 19.7), а равно и обращения к силе (ср. Иов 9:19). Спасти Иова может лишь тот путь раскаяния, смирения пред Богом, который указывается его другом.

Иов.36:20. Не желай той ночи, когда народы истребляются на своем месте.

К числу таких воплей принадлежит неоднократное страстное ("не желай", буквально «не вздыхай»; ср. Иов 7.2) требование "ночи", т. е. божественного суда (Иов 34.20, 25, 35.10; ср. Иов 13.18 и д.; Иов 16.21, 23.3 и д.). В деле оправдания Иова оно бесполезно, так как эта «ночь», суд кончается гибелью целых народов («истребляются», буквально – «уносятся, как прах», ср. Пс 1.4; Ис 5.26); уцелеют ли же в это время отдельные личности?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: