Противополагая «нечестию» «страдание», Елиуй, очевидно, разумеет под первым ропот на Бога, нетерпеливое перенесение бедствий. Ввиду бесполезности, даже явного вреда от подобного настроения он еще раз и советует Иову прекратить его, смириться пред правосудным Богом.
Иов.36:22–33. Явления видимой природы, – откровение божественного всемогущества и премудрости, – как доказательство Божественного Правосудия. Введением в этот новый ряд мыслей служат ст. 22–25, из которых первый начинается в качестве начала нового отдела выражением "вот" (ср. ст. 5).
Иов.36:22. Бог высок могуществом Своим, и кто такой, как Он, наставник?
Бог – всемогущий, верховный правитель, и потому Его нельзя упрекнуть ни в одном из действий (ср. Иов 34.17–18). Еврейские "море", передаваемое в синодальном тексте, равно в Таргуме, Пешито и у новейших гебраистов, – Делича и др., выражением «наставник», следует, кажется, по смыслу самого стиха перевести словом «правитель», «δυνάοτης" – LXX.
|
|
Иов.36:23. Кто укажет Ему путь Его; кто может сказать: Ты поступаешь несправедливо?
В качестве верховного правителя Бог не нуждается в постороннем руководительстве («кто укажет», точнее – «кто Ему предписал пути Его»? ср. Иов 34.13, 33), и Его действия, определяемые исключительно личным всесовершенным сознанием и волею, не подлежат обвинению в несправедливости.
Иов.36:24. Помни о том, чтобы превозносить дела Его, которые люди видят.
Иов.36:25. Все люди могут видеть их; человек может усматривать их издали.
Всесовершенные по характеру они должны вызывать со стороны Иова не порицание, осуждение (ср. Иов 12.15), а восхваление. Свою хвалебную песнь он обязан присоединить к таковым же песнопениям (Пс 103.33) других людей («дела, которые воспеты другими людьми», вместо неправильного синодального: «дела, которые люди видят»), видящих дела Божии "издали", смотрящих на них с почтением.
Иов.36:26. Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо.
Чувство подобного рода вызывается прежде всего неисследимостью существа Божия, а отсюда и дел божественных, что объясняется в свою очередь Его вечностью. Вечный, он не может быть постигнут ограниченным умом человека.
Иов.36:27. Он собирает капли воды; они во множестве изливаются дождем:
Показателями величия Божия, – мудрости и всемогущества, служит атмосферическое явление дождя. Бог "собирает", буквально «привлекает» (евр. «йегара»; ср. Иов 15.8) «капли воды». Силою Его всемогущества и премудрости носящиеся над земною поверхностью испарения поднимаются вверх, превращаются здесь в капли и падают на землю в виде дождя «при Его паре» (евр. «леедо», ср. Быт 2.6; синодальное «во множестве»), т. е. в то время, когда воздушное пространство наполнено созданным Богом паром. В дождь превращаются не все испарения, а только часть их; он дается облаками, изливающими воду на пользу людей.
|
|
Иов.36:29. Кто может также постигнуть протяжение облаков, треск шатра Его?
Величие Божие сказывается далее в том способе, которым распростираются (ср. Пс 103.2, 104.29; Иез 27.7) в атмосферических областях облака, и в происходящем же среди тех же облаков («шатер», ср. Пс 17.12) громе.
Иов.36:30. Вот, Он распространяет над ним свет Свой и покрывает дно моря.
Дающий знать о Себе этим последним, Бог распоряжается также молнией, которая во время грозы прорезывает облака и освещает океан до самых «корней его», до самой глубины.
Иов.36:31. Оттуда Он судит народы, дает пищу в изобилии.
Из своего жилища Бог является как в роли судьи, так и в положении благодетеля, дает дождь, поддерживает растительность и тем поставляет пищу.
Иов.36:32. Он сокрывает в дланях Своих молнию и повелевает ей, кого разить.
Иов.36:33. Треск ее дает знать о ней; скот также чувствует происходящее.
Свой суд Он осуществляет при посредстве повинующейся Ему молнии, направляя ее против Своих врагов (ср. Пс 10.6, 17.14 и д.; Прем. 19.12), а страшную силу суда сознают даже неразумные животные, – намек на их беспокойство перед наступлением грозы.