Подготовки студентов по индивидуальной программе

 

Общие положения

 

Для совместной деятельности по подготовки специалистов в рамках реализации российской программы «Федеральная экспериментальная площадка «Система университетских комплексов Республики Татарстан» на базе предприятия совместно с КГТУ создается экспериментальный учебно-научный производственный центр для организации длительной стажировки студентов старших курсов КГТУ. Стажировка включает преддипломную практику и выполнение инновационных проектов, непосредственно связанных с данным производством, технологическим процессом, его организацией и т.д., на конкретных рабочих местах (преимущественно инженерно-технических должностях) предприятия.

Основными целями и задачами программы являются:

усиление интеграционных процессов взаимодействия образования с реальным сектором экономики, повышение качества подготовки специалистов с учетом наиболее актуальных задач диктуемых современным производством; обеспечение более быстрого и гибкого приспособления системы профессионального образования к требованиям рынка труда и их изменениям;

снижение остроты проблемы трудоустройства вузовских выпускников, сокращение сроков их адаптации к конкретным производственным условиям, обеспечение более быстрого профессионального и творческого роста молодых специалистов;

расширение возможностей выбора и предварительной оценки будущих молодых специалистов со стороны кадровых служб промышленности;

разработка и внедрение в производство современных технологий и новых научных идей с участием студенчества и кадрового потенциала высшей школы; повышение качества и актуальности выпускных квалификационных работ студентов;

интенсификация обмена опытом и научно-практическими знаниями между системами образования и промышленного производства, развитие совместных научно-технических разработок и системы дополнительного профессионального образования.

Основной задачей целевой контрактной подготовки специалистов с высшим образованием является удовлетворение потребностей в высококвалифицированных кадрах предприятий Республики Татарстан и в первую очередь предприятий, на которые направляются студенты для прохождения целевой подготовки. При этом студенты по согласованной программе изучают дополнительные курсы.

Стажировка студентов является важнейшей частью целевой подготовки специалистов и проводится на рабочих местах предприятия по профилю будущей специальности.

Стажировка на рабочих местах имеет своей задачей проверку и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение практических знаний и навыков работы по изучаемой специальности, а также знаний конкретно по производству предприятия.

Руководство предприятия осуществляет управление подготовкой студентов через отдел подготовки кадров (ОПК) и специально назначенных для этой цели лиц. Для непосредственного руководства подготовкой на рабочих местах приказом руководителя предприятия назначается руководитель стажировки из числа постоянно работающих специалистов цехов, отделов.

Во время стажировки студенты полностью подчиняются действующим на предприятии правилам внутреннего распорядка, включая табельный учет.

Студенты, нарушившие в период стажировки трудовую дисциплину или не выполнившие программу стажировки, получившие отрицательный отзыв руководителя стажировки от предприятия или неудовлетворительную оценку при сдаче зачета по стажировке отчисляются из института.

Общая продолжительность стажировки – от 5 до 10 календарных месяцев.

Сроки проведения стажировки, темы и задания устанавливаются индивидуально разрабатываемой для каждого студента Программой и индивидуальным планом стажировки – в соответствии со спецификой предприятия и специальностью, получаемой студентом в вузе. Программой может быть предусмотрено две основные части стажировки:

часть 1 – производственная практика

часть 2 – дипломное проектирование.

Выбор специальностей и соответствующих им рабочих мест, продолжительность отдельных этапов и общего срока стажировки согласовываются руководством КГТУ и предприятием.

 

4 СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СТАЖИРОВКИ

 

Характер стажировки и ее основное содержание определяются программами, разрабатываемыми на весь период стажировки руководителем стажировки.

При этом руководитель стажировки в период формирования индивидуального плана целевой подготовки студента:

определяет и включает в индивидуальный план тематику курсовых работ по тематике предприятия;

определяет тему дипломной работы по тематике предприятия.

Для самостоятельного выполнения производственных функций на занимаемом рабочем месте студенты зачисляются на инженерную должность тематического подразделения (ЦКБ, ОГТ и др.) предприятия или включаются в состав работников цеха, отдела.

В течение всего периода каждого года стажировки студент ведет дневник, в котором записывается вся его работа и наблюдения.

Рабочие места предприятие представляет в соответствии с типовым договором сначала в одном из отделов (ЦКБ, ОГТ или другом), а затем в одном

 из цехов (по согласованию со студентом).

  

5 ИНСТРУКЦИИ О ВЕДЕНИИ ДНЕВНИКА

 

Задание на целевую подготовку выдается руководителем стажировки от предприятия в первые пять дней после прибытия студентов на стажировку в соответствии с программой. Задание согласовывается с руководителем стажировки от института и утверждается руководством завода и зав.кафедрой        КГТУ.

Дневник стажировки является основным документом для текущего и итогового контроля о выполнении типового задания и требований программы индивидуальной подготовки.

График прохождения стажировки, расписание лекций и экскурсий составляются в соответствии с графиком распределения студентов по рабочим местам в отделах и цехах, согласовываются с руководителем стажировки от института и утверждаются руководством предприятия.

В разделе «Табель прохождения стажировки» должно быть указано, на каких рабочих местах и в качестве кого фактически работал студент, и какие теоретические занятия он посещал.

В разделе «Содержание работы в период стажировки» студент подробно излагает содержание всей работы за время прохождения стажировки, включая содержание теории и технологических процессов по заданию. Следует отразить, какие вопросы были самостоятельно проработаны, и по каким источникам. Какие лекции и семинары прослушаны и т.д.

«Технический отчет о стажировке» необходимо заполнить особо тщательно. Содержание этого раздела должно отвечать тем конкретным требованиям, которые предъявляются к техническому отчету индивидуальным заданием и программой стажировки. Технический отчет должен показать умение студента критически оценить работу данного отдела, производственного участка и отразить, в какой степени студент способен применить теоретические знания для решения конкретных производственных задач.

При составлении технического отчета о стажировке следует использовать:

а) непосредственные наблюдения за процессом производства;

б) сведения, полученные от преподавателей и заводских работников;

в) заводские материалы (технические карты, чертежи инструкции, нормативы и т.д.).

Иллюстрационный и другие материалы, использованные студентом в других разделах дневника, в техническом отчете не следует повторять, а ограничиться только ссылками на них.

По окончании стажировки, студент обязан окончательно оформить свои записи, получить отзыв от руководителя стажировки, сдать дневник руководителю стажировки от института.

Синьки, кальки, материалы по подготовке дипломного проекта и другие дополнения к дневнику могут быть сделаны только с разрешения администрации предприятия. Они подшиваются в конце дневника.

Текущий контроль осуществляется руководителем стажировки от предприятия.

Материалом для текущего контроля со стороны руководителей стажировки от предприятия служат: показатели трудовой дисциплины, результаты производственной работы студента, учитываемые обычным для данного предприятия порядком (количественные, качественные и все другие показатели, характеризующие работу студента, технические научные доклады и т.п.).

Руководитель стажировки от института осуществляет текущий контроль на основе:

а) регулярных посещений студентов на рабочих местах и знакомства с результатами их работы;

б) учета активности студента на теоретических занятиях;

в) просмотра записей в дневнике стажировки;

г) беседы как со студентами на занятиях, так и с непосредственными их руководителями на производстве.

Свои замечания руководители стажировки делают в соответствующем разделе дневника.

Итоговый контроль стажировки осуществляет соответствующая кафедра (или деканат) института на основе:

а) итоговых оценок качества выполнения студентом индивидуального задания и программы стажировки;

б) просмотра записей в дневнике стажировки;

в) защиты студентом технического отчета по стажировке.

Результаты защиты технического отчета заносятся в протокол, помещенный в дневнике, в ведомость и зачетную книжку студента. По результатам защиты технического отчета руководитель стажировки института делает заключение об общем качестве прохождения стажировки студентом.

 

6 ВОПРОСЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Перед началом практики ОПК предприятия организует вводный инструктаж по правилам техники безопасности на предприятии. В первые шесть дней работы начальник подразделения завода проводит обязательный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте после зачисления студента на рабочее место. О прохождении инструктажа по технике безопасности студенты в каждом отдельном случае расписываются в ведомости или журнале БПК (ОТБ) или цеха КБ.

Без прохождения инструктажа по технике безопасности категорически запрещается выполнять какие-либо производственные операции.

 

7 РАСПИСАНИЕ ЛЕКЦИЙ И ЭКСКУРСИЙ, ПРОВОДИМЫХ ПО ЦЕХАМ И ОТДЕЛАМ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

№ п/п Тема лекций Время проведения (дни, часы) Кто проводит Где проводится
         

 

 

8. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ В ХОДЕ СТАЖИРОВКИ

 

№п\п Наименование работ Где проводится и подтверждающая подпись руководителя
     

9 ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О СТАЖИРОВКЕ

 

 

10 ОТЗЫВ

Руководителя стажировки от предприятия о работе студента

 

1 этап ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2 этап __________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3 этап __________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    М.П.

 

                                                 Руководитель__________________________

 

 

«______»______________200____г.

11 РЕШЕНИЕ КОМИССИИ ПО ЗАЩИТЕ СТУДЕНТОМ ОТЧЕТА О СТАЖИРОВКЕ

 

 

Заслушав и обсудив отчет по стажировке, комиссия постановляет: студент________________________ выполнил в полном объеме программу стажировки с оценкой ____________________________.

 

 

Члены комиссии _________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

_________________

 

 

«____» _________________ 200____г.

                                


 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

                              

 

Министерство Образования Российской Федерации

Казанский Государственный Технологический Университет

 

 

        

Кафедра ……..

Направление

Специальность

 

 



Дневник и календарный план

 по                                       практике

                                          (производственной, преддипломной)

студента         курса группы №

 

 


(Ф.И.О.)

 

 

Казань 200 г.

 


№№ пп Дата Количество дней СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Место работы Фамилия руководителя
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

                  Преподаватель вуза                                   Руководитель практики от КГТУ

 

 





Отчет

По                                         практике студента                              курса

Группы №


(Ф.И.О.)

Тема:

 


В отчете по практике должны быть отражены основные разделы проекта: технологическая часть, анализ техпроцесса, расчеты материального баланса и технико-технологические расчеты, разделы по автоматизации технологического процесса, по технологической и экономической безопасности производства, характер производства и номенклатура выпускаемых изделий на данном участке, в мастерской, в цехе, на предприятии, характеристики и назначение изделия, штатное расписание по цеху, экономическая часть, включающая капитальные затраты, затраты на сырье и оборудование, себестоимость продукции по базовой технологии и краткие выводы.

Отчет должен быть подписан студентом, руководителем практики от КГТУ и непосредственно руководителем проекта на предприятии.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ДОГОВОР

об индивидуальной целевой подготовке специалистов

с высшим профессиональным образованием

г. Казань                                        “_______”_______________200__г.

 

Открытое акционерное общество “предприятие” г. Казань, именуемая в дальнейшем “Работодатель”, в лице руководителя – генерального директора (Ф.И.О.), действующего на основании Устава, учебное заведение – Казанский государственный технологический университет, именуемый в дальнейшем КГТУ, в лице ректора Дьяконова Сергея Германовича, действующего на основании Устава учебного заведения, и студент КГТУ_____________________________________________________________ заключили договор о нижеследующем:




ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

Стороны принимают на себя обязательства реализовать целевую индивидуальную подготовку специалиста по _______________________________

(наименование и № специальности

 

высшего профессионального образования)

для удовлетворения потребности “Работодателя” в специалистах с высшим профессиональным образованием, в соответствии с Постановлением Правительства РФ “О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием” от 19.09.1995 г. №942, заявкой “Работодателя” и интересами студента, со стажировкой по специальности на рабочих местах “Работодателя”.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

Обязательства КГТУ

В соответствии с предметом договора КГТУ обязуется:

2.1.1 Обеспечить условия для освоения студентом основной образовательной программы по избранной специальности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

2.1.2 Обеспечить разработку дополнений к основной образовательной программе и индивидуального плана стажировки в рамках государственного образовательного стандарта и договора об организации индивидуальной целевой подготовки студентов для нужд “Работодателя” по согласованным предложениям “Работодателя” и КГТУ.

2.1.3 Создать условия для изучения студентом дополнительных дисциплин сверх государственного образовательного стандарта при совмещении учебного процесса со стажировкой на рабочих местах “Работодателя”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: