Сущность педагогической технологии

 

 

Педагогика всегда искала пути достижения высокого результата в работе с группой обучающихся, и постоянно совершенствовало свои средства, методы и формы. Она стремилась найти какой-то прием или совокупность приемов, которые позволили бы добиваться желаемой цели. В результате этого появились различные методики. С накоплением педагогического опыта создавались новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали всевозрастающим требованиям. Проблемы стабильности в обучении, гарантии достижения запланированных результатов оставались.

Недостатком традиционной школы обучения является расплывчатость и неопределенность постановки учебных целей связанные с этим отсутствием ожидаемого результата обучения. В современных условиях рыночной экономики высшее образовательное учреждение не может допустить себе такую роскошь, как отсутствие ожидаемого результата обучения. Результат обучения должен быть определенным и достижимым, иначе спрос на подготовляемых специалистов также будет неопределенным и невостребованным. Высшее образовательное учреждение с традиционной школой обучения не в состоянии в полной мере осуществлять подготовку специалистов, отвечающих конкретным требованиям современного производства и других сфер. Поэтому осуществляется непрерывный поиск наиболее эффективных путей усовершенствования учебного процесса, повышения мотивации учащихся, улучшения результатов обучения. В связи с объективной необходимостью повышения качество обучения все актуальнее становится проблема перехода от отдельных методик к педагогической технологии. Первое подобное понимание процесса обучения можно найти в педагогике Коменского Я.А.

В работах Коменского есть стремления найти такой общий порядок обучения, при котором он осуществлялся бы по единым законам человеческой природы. Основные элементы технологии процесса обучения – урочный принцип, классный принцип, предметность обучения, всеобщий порядок изложения материала сформулированы именно Коменским Я.А. и обеспечили его педагогической системе долгую жизнь в индивидуальном обществе с его потребностью в массовом, а затем и всеобщем образовании. В идеале он видел единый совершенный метод обучения, сравнивая его с четкостью и точностью работы часового механизма.        

В практике обучения используется широкое разнообразие приемов, методов и форм обучения. Однако все интенсивнее продолжается поиск единого эффективного (интегрального) подхода в обучении. Идет поиск таких дидактических подходов, таких дидактических средств, которые могли бы превратить обучение, своего рода, в производственно-технологический процесс с гарантированным результатом. С появлением и распространением в 50-х годах машин в учебном процессе начался этап развития педагогической технологии, которому в промышленном производстве соответствовало появление системотехники – научного направления, решавшего задачу построения человеко-машинных комплексов. Важным в этом научном направлении является определение роли человека в системе «человек-машина». К настоящему времени в решении этой проблемы можно выделить три этапа:

Первый этап – проектирование машины независимо от человека, руководствуясь принципом «машина может все».

Второй этап – проектирование машины включающие процессе взаимодействия человека с машиной, на основе принципа распределения функцией между человеком и машиной.

Третий этап – характеризуется отказом рассмотрения человека как компонента технической системы, в основу проектирования закладывается принцип человеческой деятельности, то есть стало проектироваться система человеческой деятельности. Система деятельности состоит из компонентов являющихся её функциональными единицами. Этот этап ориентирован на развивающиеся элементы нового общества идущего на смену индустриального, которое получило название постиндустриального или информационного.

Термин «Педагогическая технология» включает в себя ключевое понятие «технология», взаимствованное из производственно-технологической сферы с присущей ей определенными правилами и принципами. В производственной сфере для осуществления выпуска продукции необходимо подготовить производство, которое охватывает комплекс разнообразных научно-исследовательских, конструкторских, технологических и организационно-плановых мероприятий.

Практически аналогичный комплекс мероприятий включает в себя и процесс подготовки высококвалифицированных специалистов. Этапы подготовки кадров в сфере высшего образования и подготовки производства аналогичны.

На первом этапе подготовки производства по результатам научно-исследовательских работ осуществляется конструкторская подготовка, а в сфере образования осуществляется подготовка Государственных образовательных стандартов (определяющих «конструкцию» сферы образования).

Основной документ, регламентирующий сферу высшего образования, государственный образовательный стандарт определяет: требования к качеству подготовки кадров; содержание образования; необходимый и достаточный уровень подготовленности обучающегося и квалифицированные требования к выпускникам образовательных учреждений; максимальный объем учебной нагрузки; процедуры и механизмы оценки деятельности образовательных учреждений и качества подготовки кадров.

На основе отождествления процесса преподавания с технологическим процессом производства можно отметить, что педагогическая технология охватывает в себя современные эффективные формы и методы обучения, точно так же, как современный производственно-технологический процесс охватывает в себя самые эффективные способы изготовления продукции.

На втором этапе подготовки производства после выполнения конструкторской подготовки осуществляется технологическая подготовка производства, сердцевиной которого является разработка технологических процессов изготовления деталей, сборки узлов, агрегатов машин. Технологические процессы оформляются в виде технологических карт и альбомов технологических карт. Технологический процесс, представленный в виде технологической карты позволяет обычному не высококвалифицированному рабочему изготовить продукцию высшего качества, так как в технологической карте представлен весь регламент работ по изготовлению продукции: материал, заготовка, оборудование, последовательность и содержание технологических операций, режимы обработки, инструмент, нормы времени, средства контроля качества. Производственно-технологический процесс позволяет получить продукцию заданного качества при минимальных затратах материальных и человеческих ресурсов, с максимальной производительностью труда и рентабельностью производства.

Без разработанных технологических процессов не может быть современного эффективного производства. Аналогично производственной сфере, в сфере образования после разработки государственных образовательных стандартов (создания «конструкции» образования) осуществляется технологическая подготовка (разработка типовых учебных планов, типовых учебных программ дисциплин, подготовка учебников и учебных пособий, проектирование и изготовление, приобретение лабораторного оборудования, технических средств обучения, установление норм времени для расчета учебной работы …), регламентирующих образовательный процесс, оценку деятельности образовательных учреждений и качества подготовки кадров.

Педагогическая технология обеспечивает подготовку кадров на уровне требований государственных образовательных стандартов в условиях массового обучения.

Технологическая подготовка учебного процесса включает и сам процесс преподавания (в производственно-технологическом процессе – это технологические операции изготовления продукции), его оптимизация и эффективность. Унификация процесса преподавания, достижения максимальной эффективности обучения достигается за счет разработки и использования педагогической технологии.

В основе педагогической технологии лежат представления о том, что приёмы и навыки педагогической работы, как приемы и навыки производственной работы, могут существовать как объективные логические возможности реализации учебного процесса. Аналогично тому, как происходит реализация таких возможностей в производственной сфере. Эти возможности выявляет и разрабатывает высококвалифицированный педагог, ставший таким благодаря наличию у него педагогических способностей.

Существует объективные закономерности процесса обучения, изучение и использования которых приводит к тому, что достижения необходимого результата уже в известной мере не зависит от способностей педагога и учащегося.

Чем более разработан и объектирован педагогический процесс, тем меньше требуется способностей по его реализации. Это подтверждается всей практикой массового образования. Более того, практика реализации компьютерного обучения показывает, что система приемов и способов обучения может осуществляться и без непосредственного участия человека.

Особенностью педагогической технологии является то, что в ней создается и осуществляется такой учебный процесс, который в состоянии гарантировать достижение поставленных целей.

Аналогично тому, как производственно-технологический процесс разрабатывается на конкретную продукцию, точно также педагогическая технология разрабатывается по каждой учебной дисциплине на основе общей методологии, включающая основные элементы технологии обучения.

В этом достоинство педагогической технологии, в этом ее назначение. Это единственный правильный путь обеспечения полной успеваемости студентов в условиях массового обучения.

Педагогическая технология, как и производственно-технологический процесс гарантирует запланируемый результат.

 

 


 


 


 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: