Единый государственный экзамен по БИОЛОГИИ
Демонстрационный вариант 2005 г.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационнойработы по биологии дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.
Часть 1 включает 37 заданий (А1 – А37). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.
Часть 2 содержит 7 заданий (B1 – B7): 3 – с выбором нескольких верных ответов из шести, 3 – на соответствие, 1 – на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
Часть 3 содержит 6 заданий со свободным ответом (С1 – С6). При выполнении задания С1 надо дать ответ из одного-двух предложений, а заданий С2 – С6 – полный развернутый ответ.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 – А37) поставьте знак « ´ » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
| A1 |
Одно из положений клеточной теории –
| 1) | при делении клетки хромосомы способны к самоудвоению |
| 2) | новые клетки образуются при делении исходных клеток |
| 3) | в цитоплазме клеток содержатся различные органоиды |
| 4) | клетки способны к росту и обмену веществ |
| A2 |
О сходстве клеток эукариот свидетельствует наличие в них
| 1) | ядра |
| 2) | пластид |
| 3) | оболочки из клетчатки |
| 4) | вакуолей с клеточным соком |
| A3 |
Ферментативную функцию в клетке выполняют
| 1) | белки |
| 2) | липиды |
| 3) | углеводы |
| 4) | нуклеиновые кислоты |
| A4 |
Главным компонентом ядра являются
| 1) | рибосомы |
| 2) | хромосомы |
| 3) | митохондрии |
| 4) | хлоропласты |
| A5 |
Значение энергетического обмена в клеточном метаболизме состоит в том, что он обеспечивает реакции синтеза
| 1) | ферментами |
| 2) | витаминами |
| 3) | молекулами АТФ |
| 4) | нуклеиновыми кислотами |
| A6 |
Мейоз отличается от митоза наличием
| 1) | интерфазы |
| 2) | веретена деления |
| 3) | четырех фаз деления |
| 4) | двух последовательных делений |
| A7 |
К автотрофным организмам относят
| 1) | мукор |
| 2) | дрожжи |
| 3) | пеницилл |
| 4) | хлореллу |
| A8 |
При партеногенезе организм развивается из
| 1) | зиготы |
| 2) | вегетативной клетки |
| 3) | соматической клетки |
| 4) | неоплодотворенной яйцеклетки |
Парные гены гомологичных хромосом называют
| A9 |
| 1) | аллельными |
| 2) | сцепленными |
| 3) | рецессивными |
| 4) | доминантными |
| A10 |
У собак черная шерсть (А) доминирует над коричневой (а), а коротконогость (В) – над нормальной длиной ног (b). Выберите генотип черной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног.
| 1) | AaBb |
| 2) | aabb |
| 3) | ААBb |
| 4) | AABB |
| A11 |
Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной,
| 1) | носит обратимый характер |
| 2) | передается по наследству |
| 3) | характерна для всех особей вида |
| 4) | является проявлением нормы реакции признака |
| A12 |
В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений
| 1) | скрещивают особей двух чистых линий |
| 2) | скрещивают родителей с их потомками |
| 3) | кратно увеличивают набор хромосом |
| 4) | увеличивают число гомозиготных особей |
| A13 |
Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями?
| 1) | использование солнечной энергии при фотосинтезе |
| 2) | неограниченный рост в течение всей жизни |
| 3) | синтез органических веществ из неорганических |
| 4) | выделение кислорода в атмосферу |
| A14 |
К какой группе относят растения, состоящие из клеток, недифференцированных на ткани?
| 1) | мхов |
| 2) | хвощей |
| 3) | водорослей |
| 4) | лишайников |
| A15 |
У насекомых с полным превращением
| 1) | личинка похожа на взрослое насекомое |
| 2) | за стадией личинки следует стадия куколки |
| 3) | во взрослое насекомое превращается личинка |
| 4) | личинка и куколка питаются одинаковой пищей |
| A16 |
Ядовитые вещества, попавшие в организм человека с пищей, обеззараживаются в
| 1) | почках |
| 2) | печени |
| 3) | толстом кишечнике |
| 4) | поджелудочной железе |
| A17 |
Малокровие у человека возникает вследствие
| 1) | недостатка кальция в крови |
| 2) | уменьшения витаминов в организме |
| 3) | уменьшения содержания гемоглобина в крови |
| 4) | нарушения деятельности органов пищеварения |
| A18 |
Какой буквой на рисунке обозначен отдел головного мозга, в котором расположен центр дыхания?

| 1) | А |
| 2) | Б |
| 3) | В |
| 4) | Г |
| A19 |
Зрение человека зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых
| 1) | образуется витамин А |
| 2) | возникают зрительные образы |
| 3) | черный пигмент поглощает световые лучи |
| 4) | формируются нервные импульсы |
| A20 |
Заражение человека финнами бычьего цепня может произойти при использовании
| 1) | в пищу немытых овощей |
| 2) | воды из стоячего водоема |
| 3) | плохо прожаренного мяса |
| 4) | плохо вымытой посуды, которой пользовался больной |
| A21 |
К какому критерию вида относят область распространения северного оленя?
| 1) | экологическому |
| 2) | генетическому |
| 3) | морфологическому |
| 4) | географическому |
| A22 |
Исходным материалом для естественного отбора служит
| 1) | борьба за существование |
| 2) | мутационная изменчивость |
| 3) | изменение среды обитания организмов |
| 4) | приспособленность организмов к среде обитания |
| A23 |
Направляющий фактор эволюции –
| 1) | дрейф генов |
| 2) | видообразование |
| 3) | естественный отбор |
| 4) | географическая изоляция |
| A24 |
Формирование приспособленности у организмов происходит в результате
| 1) | освоения видом новых территорий |
| 2) | прямого воздействия среды на организм |
| 3) | дрейфа генов и увеличения численности гомозигот |
| 4) | сохранения отбором особей с полезными признаками |
| A25 |
В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались
| 1) | ткани |
| 2) | споры |
| 3) | семена |
| 4) | половые клетки |
| A26 |
К социальным факторам антропогенеза относят
| 1) | прямохождение |
| 2) | появление речи |
| 3) | мутационный процесс |
| 4) | борьбу за существование |
| A27 |
Сигналом к осеннему перелету птиц служит
| 1) | понижение температуры воздуха |
| 2) | увеличение количества осадков |
| 3) | наступление первых заморозков |
| 4) | сокращение длины светового дня |
| A28 |
Какой организм отсутствует в приведенной цепи питания:
листовой опад ® …… ® еж ® лисица?
| 1) | крот |
| 2) | кузнечик |
| 3) | дождевой червь |
| 4) | плесневые грибы |
| A29 |
Что служит главным источником энергии, обеспечивающим круговорот веществ в экосистемах?
| 1) | АТФ |
| 2) | солнечный свет |
| 3) | живые организмы |
| 4) | органические вещества |
| A30 |
В чем причина смены одного биоценоза другим?
| 1) | изменение погодных условий |
| 2) | сезонные изменения в природе |
| 3) | колебание численности популяций одного вида |
| 4) | изменение среды обитания живыми организмами |
| A31 |
Окислительно-восстановительная функция живого вещества планеты связана с
| 1) | эволюцией организмов |
| 2) | климатическими условиями |
| 3) | обменом веществ и энергии |
| 4) | освоением организмами новых мест обитания |
| A32 |
Наибольшую концентрацию ядовитых веществ в экологически загрязненной наземно-воздушной среде можно обнаружить у
| 1) | хищников |
| 2) | древесных растений |
| 3) | травянистых растений |
| 4) | травоядных животных |
| A33 |
Гидролитическое расщепление высокомолекулярных веществ в клетке происходит в
| 1) | лизосомах |
| 2) | рибосомах |
| 3) | хлоропластах |
| 4) | эндоплазматической сети |
| A34 |
Какой процент растений ночной красавицы с розовыми цветками можно ожидать от скрещивания растений с красными и белыми цветками (неполное доминирование)?
| 1) | 25% |
| 2) | 50% |
| 3) | 75% |
| 4) | 100% |
| A35 |
Мхи – более высокоорганизованные растения по сравнению с водорослями, так как они
| 1) | имеют органы и ткани |
| 2) | размножаются спорами |
| 3) | многоклеточные организмы |
| 4) | способны поглощать газы и воду из атмосферы |
| A36 |
Человек, в отличие от животных, услышав слово, воспринимает
| 1) | высоту составляющих его звуков |
| 2) | направление звуковой волны |
| 3) | содержащийся в нем смысл |
| 4) | степень громкости звука |
| A37 |
Какой из перечисленных ароморфных признаков позволил млекопитающим освоить разнообразные среды обитания?
| 1) | теплокровность |
| 2) | гетеротрофное питание |
| 3) | легочное дыхание |
| 4) | рефлекторная нервная деятельность |
Часть 2
Ответы к заданиям этой части запишите в бланке ответов № 1 справа от номера задания В1 – В7. Каждую букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
В заданиях В1 – В3 выберите несколько ответов из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
| B1 |
В каком случае поведение животных можно отнести к инстинктам?
| А) | нерестовые миграции рыб |
| Б) | реакции инфузории на поваренную соль |
| В) | сбор нектара и пыльцы пчелами |
| Г) | передвижение эвглены зеленой в освещенное место |
| Д) | реакция аквариумных рыб на постукивание кормушки |
| Е) | откладывание кукушкой яиц в гнезда чужих птиц |
Ответ: ____________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)
| B2 |
В связи с прямохождением у человека
| А) | освобождаются верхние конечности |
| Б) | стопа приобретает сводчатую форму |
| В) | большой палец руки противостоит остальным |
| Г) | таз расширяется, его кости срастаются |
| Д) | мозговой отдел черепа меньше лицевого |
| Е) | уменьшается волосяной покров |
Ответ: ____________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)
| B3 |
В чём сходство природной и искусственной экосистем?
| А) | небольшое число видов |
| Б) | наличие цепей питания |
| В) | замкнутый круговорот веществ |
| Г) | использование солнечной энергии |
| Д) | использование дополнительных источников энергии |
| Е) | наличие продуцентов, консументов, редуцентов |
Ответ: ____________. (Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.)
При выполнении заданий В4 - В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
| B4 |
Установите соответствие между признаками организмов и группами, для которых они характерны.
| ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ | ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ | ||
| 1) | выделяют в особое царство | А) | грибы |
| 2) | тело представляет собой слоевище | Б) | лишайники |
| 3) | имеют плодовое тело | ||
| 4) | по способу питания – авто-гетеротрофы | ||
| 5) | вступают в симбиоз с корнями растений | ||
| 6) | представляют симбиоз грибов и водорослей |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| B5 |
Установите соответствие между кровеносными сосудами человека и направлением движения крови в них.
| КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ | НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ | ||
| 1) | вены малого круга кровообращения | А) | от сердца |
| 2) | вены большого круга кровообращения | Б) | к сердцу |
| 3) | артерии малого круга кровообращения | ||
| 4) | артерии большого круга кровообращения |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| B6 |
Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых они характерны.
| ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ | ОРГАНИЗМЫ | ||
| 1) | использование энергии солнечного света для синтеза АТФ | А) Б) | автотрофы гетеротрофы |
| 2) | использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ | ||
| 3) | использование только готовых органических веществ | ||
| 4) | синтез органических веществ из неорганических | ||
| 5) | выделение кислорода в процессе обмена веществ |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
При выполнении задания В7 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
| B7 |
Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.
| А) | уменьшение ресурсов, необходимых для существования исходных видов |
| Б) | заселение среды обитания особями других видов |
| В) | сокращение численности исходных видов |
| Г) | изменение среды обитания в результате действия экологических факторов |
| Д) | формирование новой экосистемы |






