Медиаобразование в США

Медиаобразование в современном мире: международные тенденции.

В Российской педагогической энциклопедии под медиаобразованием (англ. media education, от лат. media – средства) понимается специальное направление в педагогике, которое выступает за изучение школьниками и студентами закономерностей массовой коммуникации (Давыдов, 1993, с.555). А.В.Федоров под медиаобразованием предлагает понимать «процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники». Изучение медиаобразовательного опыта в других государствах позволяет аналитически подходить к российским проблемам медиаобразования, способствует расширению и углублению отечественной теории медиаобразования, поэтому мы находим целесообразным рассмотреть уровни развития медиаобразования в образовательных системах таких стран, как Канада, США, североевропейские страны (Финляндия, Дания, Норвегия, Швеция) и Германия.

Медиаобразование в Канаде

На современном этапе медиаобразование в Канаде находится на наиболее высоком уровне развития. Большую роль в становлении медиаобразования в Канаде сыграли такие известные исследователи и педагоги, как М.Маклюэн, Д.Мор, Д.Кац, В.Дункан, Н.Андерсен, К.Ворсноп, Д.Пандженте, С.Кроуфорд и др. У истоков канадского медиаобразования стоял известный учёный и педагог М.Маклюэн (1911-1980). Вне всякого сомнения, научные исследования этого выдающегося теоретика ХХ века оказали значительное влияние на со-временную канадскую систему медиаобразования в целом. В.Л. Колесниченко выделяет следующие основные этапы развития медиаобразования в Канаде:

· 1950–1960 гг. –зарождение медиаобразования в Канаде;

· 1970–1980 гг. –период становления;

· 1990 –2005 гг. –современный этап развития медиаобразования в стране.

В 1965 году Департамент Образования Торонто выступил инициатором проведения однодневной конференции по кинообразованию, которое в те годы стало весьма популярным в большинстве канадских школ. В 70-х годах ХХ века финансирование медаобразования канадским правительством было уменьшено.

Уже с 80-х годов ситуация в области медиаобразования в стране коренным образом меняется в лучшую сторону. Появление значительного количества региональных ассоциаций в области медиаобразования служит наглядным тому примером. Прошли учредительные конференции, и были приняты решения о создании следующих ассоциаций:

· 1988 год –Ассоциация медиаграмотности в Саскачеване (MLS).

· 1990 год –Ассоциация медиаграмотности в провинции Манитоба (MAML).

· 1990 год –франкоязычные деятели медиакультуры провинции Квебек основали свою Ассоциацию медиаграмотности (AMEQ).

· 1991 год был весьма плодотворным: в Ванкувере были созданы Канадская ассоциация медиаобразования (CAME)и Ассоциация медиаграмотности в Британской Колумбии(BCAME).

· 1992 год –создание аналогичной ассоциации в провинции Новая Шотландия (AML-NS)

· 1993 год –в провинции Альберта создана Ассоциация медиакомпетентности (AAMA).

· 2001 год –появилась Ассоциация медиаграмотности в Ньюсбрауки (AMLNB).

· 2003 год–учреждение Ассоциации медиаграмотности Ньюфаундленда и Лабрадора.

Цель всех перечисленных выше ассоциаций: способствовать медиаобразованию не только детской и подростковой, но и взрослой аудитории. В 1986 году при поддержке Департамента образования провинции Онтарио и Ассоциации медиаграмотности (AML) был издан первый учебник по медиаобразованию. Основной целью этого учебного пособия было помочь учителям продуктивно использовать потенциал масс-медиа.

На современном этапе в Канаде наибольшее распространение получили идеи развития критического мышления и культурологическая теория медиаобразования. Канадская система медиаобразования предлагает следующие ключевые понятия:

· Медиа создает реальность;

· Все медиатексты –результат целенаправленного конструирования;

· Каждый медиатекст имеет своеобразную эстетическую форму;

· В медиатексте форма и содержание строго взаимосвязаны;

· Аудитория оценивает значение медиатекста с учетом таких показателей, как возраст, пол, раса, жизненный опыт;

· Медиа содержит идеологические ценностные сообщения;

· Медиа имеет коммерческое и политическое значение. Канадские медиаобразовательные модели на современном этапе получили наибольшее распространение и поддержку в большинстве развитых государств мира.

 

Медиаобразование в США

 

Медиаобразование в США в какой-то степени существовало в виде отдельных направлений еще с 20-х годов (кинообразование, медиаобразование на материале прессы и радио). Однако обучение такого рода касалось в основном специализированных факультетов (кинематографии, журналистики) немногих университетов и не носило массового характера. В 60-х годах медиаобразование в США, как и во многих других ведущих странах мира (во Франции, Канаде, Великобритании), концентрировалось вокруг кинообразования (film education). В частности, получило довольно широкое распространение практическое кинообразование, основанное на том, что школьники или студенты под руководством педагога пытались снимать короткие документальные и игровые фильмы на восьмимиллиметровой плёнке. В эти годы в Америке возникла первая ассоциация деятелей экранного образования (Association for Screen Education).В 1969 году на базе университетов штатов Юта и Огайо была разработана серия материалов по развитию «критического видения» (critical viewing) для внедрения в Орегоне, Сиракузах, Нью-Йорке, Лас-Вегасе, Неваде и Флориде. Таким образом, кинообразование стало первой ступенькой к современному медиаобразованию. 60-е годы стали «золотым веком» для художественного подхода к медиаобразованию в США, правда, в основном в сфере высшей школы. Многие университеты включили в свои учебные планы курсы так называемого кинообразования (film studies), основанного на изучении киноязыка, истории киноискусства и творчества крупнейших мастеров. Такого рода курсы, как правило, строились по аналогии с курсами теории и истории литературы. Правда, выявлению разницы между «хорошим» и «плохим» фильмом мешала размытость понятия «хорошего эстетического восприятия и вкуса» и слабая разработка критериев художественной ценности медиатекста.

В 1973 году одна из крупнейших американских благотворительных организаций (Фонд Форда) объявила о поддержке медиаобразования в школах. Так, в 70-х годах в США появилось движение «критического видения» (critical viewing), которое совмещало политическое и научное обоснование. Проекты медиаобразования в США в 70-е годы неплохо финансировались. Учебные программы и методические материалы отличались профессионализмом и творческим подходом. В 1981 году финансирование медиаобразования американским правительством было уменьшено, так как приоритетными считались программы, направленные против наркотиков и подростковой преступности. Но и в 80-е годы медиаобразование в США продолжало расширять сферу своего влияния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: