Под дебиторской задолженностью понимаются обязательства клиентов (дебиторов) перед предприятием по выплате денег за предоставление товаров или услуг.
На уровень дебиторской задолженности влияют следующие факторы:
• оценка и классификация клиентов в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и условий оплаты;
• контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;
• анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации
Управление дебиторской задолженностью основано на двух подходах:
1) сравнении дополнительной прибыли, связанной со схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;
2) сравнении и оптимизации величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.
|
|
Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов, — один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер должен использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов. Пример оценки реального состояния дебиторской задолженности приведен в таблице 3.
Таблица 3 - Оценка реального состояния дебиторской задолженности
Классифика-ция дебито-ров по сро-кам возник-новения задолжен-ности, дн. | Сумма дебиторской задолжен-ности, тыс. руб. | Удельный вес в общей сумме, % | Вероят-ность безнадеж-ных долгов,% | Сумма безнадежных долгов, тыс. руб. | Реальная величина задолженности, тыс. руб. |
0-30 | 1000 | 43,82 | 2 | 20 | 980 |
30-60 | 600 | 26,29 | 4 | 24 | 576 |
60-90 | 500 | 21,91 | 7 | 35 | 465 |
90-120 | 100 | 4,38 | 15 | 15 | 85 |
120-150 | 50 | 2,19 | 25 | 12,5 | 37,5 |
150-180 | 20 | 0,88 | 50 | 10 | 10 |
180-360 | 10 | 0,44 | 75 | 7,5 | 2,5 |
свыше 360 | 2 | 0,09 | 95 | 1,9 | 0,1 |
Итого | 2282 | 100,00 | 5,52 | 125,9 | 2156,1 |
Как видно из данных табл. 3, предприятие не получит 125,9 тыс. руб. дебиторской задолженности (5,52% от общей ее суммы). Именно на эту сумму целесообразно сформировать резерв по сомнительным долгам.
С целью максимизации притока денежных средств предприятии: следует использовать разнообразные модели договоров с гибкими условиями формы оплаты и ценообразования. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.
Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях:
|
|
1) если снижение цены приводит к расширению продаж, а структура затрат такова, что реализация данной продукции отражается на увеличении общей прибыли, товар высокоэластичен и имеет достаточно высокую долю постоянных затрат;
2) если система скидок интенсифицирует приток денежных средств (ДС) в условиях дефицита на предприятии, возможно краткосрочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финансового результата от проведения конкретных сделок;
3) система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.
Во всех случаях можно говорить о спонтанном финансировании, которое при инфляции ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате.
Проведем сравнительную оценку двух вариантов (табл. 4) краткосрочного финансирования предприятием-продавцом:
1) с предоставлением скидки для скорейшего покрытия потребности в ДС;
2) с получением кредита без предоставления скидки.
Таблица 4 - Расчет финансового результата
Показатель | Предоставление скидки | Кредит |
Индекс цен | 1,02 | 1,02 |
Коэффициент дисконтирования | 0,98 | 0,98 |
Потери от скидки с каждой 1000 руб. | 30 | - |
Потери от инфляции с каждой 1000 руб. | - | 1000 - (1000 ∙ 0,98) = 20 |
Доход от альтернативных вложений капитала, руб | (1000-30) ∙ 0,1 ∙ 0,98 = 95,06 | (1000 ∙ 0,1) ∙ 0,98 = 98 |
Оплата процентов, руб. | - | 1000 ∙ 0,4: 12 = 20 |
Финансовый результат, руб. | 95,06 - 30 = 65,06 | 98 – 20 - 33,33 = 44,67 |
Исходные данные для расчета таковы:
- инфляционный рост цен - 2 % в месяц;
- договорный срок оплаты - 1 месяц;
- скидка при оплате по факту отгрузки в начале месяца - 3%;
- банковская ставка по краткосрочному кредиту - 40% годовых;
- рентабельность альтернативных вложений капитала - 10% годовых.
Сравнение показывает, что при предоставлении скидки предприятие получает доход больший, чем при использовании кредита.
Одним из важных моментов в управлении оборотным капиталом является определение оптимального соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями. При этом необходимо оценивать не только условия своего кредитования покупателей, но и условия кредита поставщиков сырья и материалов с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием.
Предположим, что поставщики сырья и материалов предоставляют скидку 5% при оплате в момент отгрузки, либо отсрочку платежа 45 дней. Оценим целесообразность использования скидки с точки зрения предприятия, использующего для досрочной оплаты кредит под 40% годовых (табл. 5).
Таблица 5 - Расчет финансового результата (на каждую 1000 руб.)
Показатель | Со скидкой | Без скидки |
Оплата за сырье, руб. | 950 | 1000 |
Расходы по оплате процентов, руб. | 950 ∙ 0,4 ∙ 45: 360 = 47,5 | - |
Итого | 997,5 | 1000 |
Предприятию выгодно использовать скидки и производить досрочную оплату, однако 5%-ный уровень скидки в данном случае является минимально допустимым, что показывают следующие расчеты:
Минимально допустимый уровень скидки = 40%: 360 ∙ 45 = 5%
Максимально допустимая величина скидки = 1000 - 5% = 50 руб. с каждой 1000 руб.
Таким образом, система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме.
Управление дебиторской задолженностью в западных фирмах, прежде всего, относится к компетенции финансового менеджмента. Тем не менее, реализация стратегии в отношении дебиторской задолженности, которая в среднем составляет около трети величины текущих активов, зависит от главного бухгалтера предприятия.
Для управления дебиторской задолженностью необходимо следующее:
|
|
1. Определение условий предоставления кредита при продаже товаров, его срока и системы скидок.
2. Определение гарантий предоставления кредита. Самый простой способ продажи товаров - это открытый счет, когда в соответствии с заключенным контрактом покупателю выставляется счет для подписи. В балансе такая дебиторская задолженность объединяется в строке «Счета к получению».
Более сложный, но более надежный способ, - получение письменного обязательства клиента заплатить деньги, т.е. получение векселя. Векселя разделяют на обычные, когда покупатель в письменной форме признает свою задолженность и обязуется заплатить определенную сумму к определенному сроку, и переводные, или коммерческие. Коммерческие векселя широко используются в международной торговле. При этом продавец выписывает покупателю (или его агенту) какую-то сумму к оплате к определенному сроку. Если производится немедленная оплата по предъявлению, то выписывается предъявительский переводный вексель, в других случаях - переводный вексель на срок, который акцептируется либо покупателем, либо его банком.
Существует также безотзывный аккредитив, часто используемый в США (основан на взаимоотношениях продавца, покупателя и их банков); условная продажа, широко распространенная в Европе (право собственности остается за продавцом до времени оплаты товара), и др.
3. Определение надежности покупателя или вероятности оплаты полученных им товаров. В этом могут помочь широко распространенные публикуемые рейтинги, анализ опубликованной финансовой отчетности потенциального покупателя, конструирование индексов риска, анализ баланса.
4. Определение суммы кредита, предоставляемого каждому конкретному покупателю. В данном случае, как правило, делаются расчеты, основанные на вероятности оплаты покупателем товара, возможности повторения заказов, размера выгод и убытков, получаемых от оплаты (неоплаты) товара.
5. Определение политики сбора дебиторской задолженности. Фирма за определенную плату передает право на получение денег по дебиторской задолженности специализированной фирме. Последняя может обеспечить сбор, страхование и финансирование дебиторской задолженности либо оказать помощь по ее взысканию и страхованию сомнительных долгов. Существует возможность получения кредитной страховки при необходимости защиты от безнадежных долгов. Эти операции известны как факторинг, а сами фирмы - как факторинговые.
|
|
Все перечисленные меры взаимосвязаны. Фирма может предлагать более выгодные условия продажи, если она проводит жесткую политику отбора покупателей, или предоставлять кредит высокорисковым клиентам при наличии надежного механизма получения дебиторской задолженности.