Для детей младшего школьного возраста

Методическая разработка открытого урока

Для студентов СПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК И ДИНАМИЧЕСКИХ ПАУЗ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

                                                 

Выполнили: преподаватели физической культуры

А.М. Зайнулина 

Г.С Карпов              

2020 г

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК И ДИНАМИЧЕСКИХ ПАУЗ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Введение

Здоровье - это та ценность, которая определяет качество обучения и образования. Здоровье можно только заработать своими собственными постоянными усилиями.

В век глобальной информатизации проблема формирования у школьников мотивации здорового поведения и культуры здоровья в процессе осуществления образовательной деятельности стоит особенно остро. Динамика ухудшения показателей здоровья становится все более значимым признаком кризиса качества жизнедеятельности школьников. У них возникает устойчивое нежелание двигаться, приводящие к гиподинамии, являющейся одной из основных причин заболеваемости и снижения иммунного статуса организма.

Подготовленные методические рекомендации ставят целью приобщение всех учителей и учеников, а также всего педагогического коллектива школы к широкомасштабному внедрению «малых» форм занятий физическими упражнениями, к которым относятся физкультминутки и физкультпаузы, содержит комплексы легкодоступных упражнений.

Физкультминутки и решаемые ими задачи

Как сделать учение приятным и легким? Один из способов - научить детей активно отдыхать во время проведения учебных предметов.

Физкультминутки, наряду с двигательными паузами, вводной гимнастикой, подвижными переменами, относятся к «малым» формам занятий физическими упражнениями. Они играют дополнительную роль в системе физического воспитания и являются важным фактором оптимизации функционального состояния организма школьника, повышают роль двигательной активности. Физкультминутки и паузы относятся к упражнениям профилактической направленности, должны быть доступны, выполняться легко и без перенапряжений. Значимость и ценность физкультминуток в том, что они являются, прежде всего, средством переключения от пассивного сидения к движению, обеспечивают подготовку школьника к работе различного характера (учеба, занятия музыкой, работа за компьютером, другие виды деятельности).

Физкультминутки - кратковременные серии физических упражнений, используемые в основном для активного отдыха и восстановления работоспособности.

Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:

- активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;

- эмоциональную «встряску» учащихся, возможность «сбросить» накопившийся (например, во время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.

В состав упражнений для физкультминуток обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, улучшению мозгового кровообращения, упражнения по выработке рационального дыхания и др.

Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительные статические или статико-динамические нагрузки.

Физкультминутки проводятся в проветриваемом помещении. Упражнения, которые выполняются впервые, показывает учитель, произнося команды четким громким голосом. Проведение физкультминуток может вменяться «дежурному по здоровью». Положительный эмоциональный фон - обязательное условие эффективного проведения физкультминуток. Его может создать музыкальное сопровождение. Повысить интерес детей на начальных этапах внедрения физкультминуток в школе может какой-либо переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд или класс.

Механизм воздействия физкультминуток, требования к подбору упражнений, их формы и содержания, выбору времени проведения, классификация

Механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности школьника в течение учебного дня:

- усиливается обмен веществ в организме;

- повышается внимание;

- улучшается осанка.

Требования к подбору упражнений:

- упражнения должны в основном охватывать крупные мышечные группы;

- быть простыми по выполнению.

Выбор времени проведения:

- при проявлении первых признаков утомления;

- при снижении активности на уроке;

- при нарушении внимания.

Форма выполнения, количество и содержание упражнений:

- упражнения выполняются стоя или сидя;

- комплекс состоит из 3 - 5 упражнений, повторяемых по 4 - 6 раз;

- рекомендуется использовать потягивания, прогибания туловища, полунаклоны и наклоны, полуприседы и приседы с различными движениями руками.

Классификация физкультминуток и динамических пауз по воздействию на системы организма:

- общего воздействия;

- для улучшения мозгового кровообращения;

- для снятия утомления с плечевого пояса и рук;

- для глаз;

- для системы дыхания;

Для различных возрастных категорий:

- дошкольники;

- школьники (младшие, средние, старшие);

- учителя.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

Для детей младшего школьного возраста

Упражнения стоя

1. Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох; вернуться в исходное положение (основная стойка - выдох). То же самое другой ногой.

2. И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе, 1 - 2 - развести локти в стороны, сводя лопатки - вдох; 3 - 4 - исходное положение - выдох.

3. Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться). Колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1 - 2, на 3 - 4 медленно вернуться в и. п.

4. И. п. - ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.

5. И. п. - ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной.

6. «Мельница». Соединять кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука).

7. И. п. - ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.

8. Поднимание прямых рук через стороны вверх - вдох. Возвращение в и. п. - выдох.

9. И. п. - ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.

10. Ходьба по скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки. Руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес различен, в зависимости от возраста и тренированности).

Еще несколько примеров упражнений, которые помогают избегать утомления, восстановить силы на уроке. Они достаточно просты и эффективны, для их выполнения не требуется специальное оборудование, и поэтому их можно выполнять в классе в программе физкультминутки.

Упражнение для снятия утомления с мышц туловища

И. п. - стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 - повернуть туловище направо; 2 - повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

Упражнение для мобилизации внимания

И. п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс; 2 - левую руку на пояс; 3 - правую руку на плечо; 4 - левую руку на плечо; 5 - правую руку вверх; 6 - левую руку вверх; 7 - 8 - хлопки руками над головой; 9 - опустить левую руку на плечо; 10 - правую руку на плечо; 11 - левую руку на пояс; 12 - правую руку на пояс; 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный; 2 - 3 раза - средний; 3 - 4 - быстрый; 1 - 2 - медленный.

Корригирующие упражнения для нормализации осанки

1. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.

2. Ходьба обычная, следя за осанкой.

3. Ходьба на носках, руки за головой.

4. Ходьба на пятках, руки на поясе.

5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

И. п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо; 2 - и. п. 3 - поворот головы налево; 4 - и. п.; 5 - голову наклонить вперед, 6 - и. п. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти

И. п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак; 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Упражнение для глаз

Причиной головных болей часто является переутомление или непривычная нагрузка на глаза. Данное упражнение является простейшим и предназначено для выработки привычки делать упражнения для глаз регулярно.

Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз - против часовой стрелки.

После выполнения упражнения школьникам полезно напомнить, что для ухода за глазами очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекратить работу и дать глазам отдых, т.е. закрыть их ладонями так, чтобы они отдохнули в полной темноте.

Упражнение «на корточках» облегчает работу сердца, снижает кровяное давление. Выполняется просто: свободно сесть на корточки (ступня полностью на полу), максимально расслабиться, держа на весу голову и руки. Посидеть в этой позе одну минуту.

Упражнения для снятия утомления, предложенные И.А.Васильевой, помогают быстро восстановить силы после тяжелой нагрузки. Их следует выполнять при первых признаках неблагополучия, усталости.

1. Сложить ладони перед грудью, пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10 - 15 минут - и стало жарко. Повторить три раза.

2. Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно - так, чтобы было приятно, 10 - 15 секунд.

3. Растереть ладонями уши - вначале только мочки, а затем все ухо целиком; вверх - вниз, вперед - назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15 - 20 секунд).

4. «Ворона». Произносить «Ка-аа-аа-аар!», при этом стараясь поднять как можно выше мягкое небо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом.

5. «Колечко». С усилием направляя кончик языка назад по верхнему небу, постараться дотронуться языком до маленького язычка. Попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! (10 - 15 секунд.)

6. «Лев». Дотянуться языком до подбородка Еще дальше! (Повторить 6 раз.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: