Эпоха средневековья (V-XV вв.)

Раздел 1. Человек и общество

Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Тема 1.1. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность.

План

Философские представления о социальных качествах человека.

1. Античная эпоха.

2. Эпоха Средневековья (христианство).

3. Эпоха Возрождения.

4. Философия Нового времени (немецко-классическая философия).

5. Русская философия.

6. Современная философия.

 

Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой, едва научившись выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, эта глубинная, трудно насыщаемая потребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность человеческого. Нелегко представить себе, как мучительно долго через значительность деяний, через художественное совершенство, через боль и трагедию истории продвигалось человечество к пониманию значимости всечеловеческого.

В XX столетии произошел решительный поворот в постижении человека как живого существа. Новому истолкованию свойственны трезвость и здравомыслие. Действительно ли человек – властелин природы? Можно ли считать его венцом творения? Верно ли, что он возвышается над животным царством? Однозначных ответов на эти вопросы сегодня нет.

Философия, как уже говорилось, обращается к непреходящим ценностям и универсальным проблемам, пытается понять предельные основания бытия. Тайна человека, несомненно, принадлежит к кругу вечных вопросов. Это означает, что любовь к мудрости неразрывно связана с проникновением в тайну мыслящего существа. Что такое человек? Можно ли считать его уникальным созданием на Земле? Почему в отличие от других природных существ он наделен разумом? Какова природа человека?

Разумеется, первоначальные представления о человек сложились еще до того, как зародилась религия или возникла философия. Но задумавшись о самом себе, человек уже никогда не оставит эту тему, задавая себе все новые вопросы, на которые пока ни современная наука, ни религия не могут в полной мере дать ответ. Да и смогут ли когда-нибудь?

 

Античная эпоха (VII-VI вв. До н.Э. И V-VI вв.Н.Э.)

В греческой философии и искусстве природа человека, его облик, его тело, его образ – все представлялось идеалом совершенства и гармонии. Поскольку сын природы воспринимался как перл создания, греческое искусство стремилось воспроизвести, запечатлеть человеческое тело. Грек созидал мраморное тело бога и распоряжался им, делая его таким, каким хотел…

Древние греки (эллины) создали культ человеческого тела. Они славили его, восхищаясь этим удивительным созданием природы. Даже боги приняли у греков облик человека.

Древние философы высоко отзывались и о духе человека. Однако у древних греков, как и у большинства народов Востока, еще не сложилось ощущение личности. Человек воспринимался как песчинка мироздания. Древнейшая мифология не расчленяет картину мира: природа, человек, божество в ней слиты. Человек на прежних ступенях развития не отделяет себя от остальной живой природы. Он теснейшим образом чувствует свою генетическую неразрывную связь со всем остальным органическим миром.

Древние эллины обоготворяли явления природы, которые, по их мнению, оказывали благодетельное или разрушительное воздействие на человеческую жизнь.

Чтобы подойти к тайне человека, важно было отделить индивида от космоса, воспринять его как нечто самостоятельное. Отчуждение от остальной живой природы вырабатывалось у представителей народов Азии и Европы на протяжении многих веков, через смену многочисленных поколений. Распадение целостной, неразъемной картины мира имело далеко идущие последствия.

Античность сделала только шаг на пути обособления человека от целостного космоса. Но шаг весьма значительный. Постепенно описание космоса уступило место собственно человеческим проблемам. В античной философии поворот к человеческой теме осуществлял Сократ. Его называют родоначальником философии человека.

 

Эпоха средневековья (V-XV вв.)

Новый поворот в осмыслении человека содержится в христианстве, рождается представление о человеке как существе, воплотившем в себе телесную и чувственную субстанцию, одушевленную разумом и духовностью.

Человек рассматривался как высшая цель мироздания. Человек несет на себе знак Божественного предназначения, ибо на него накладывается отпечаток личности творца. Человек в христианстве обретает абсолютную самоценность.

Вместе с тем в христианском Средневековье произошла дискредитация человеческого тела (так как. тело отвращает человека от высшего назначения, плоть рассматривается как вершина всех человеческих заключений). Подлинной святостью окружается лишь фигура аскета, мученика. Преодоление телесных влечений будет возведено в принцип, победа над голодом, жаждой, сном, над тягой к наслаждениям стала смыслом земного существования.

В такую эпоху возникли глубокие философские мысли о человеке, обсуждались проблемы человеческой природы, понятия любви, святости, сострадания, греха, совести, спасения. Ощущение одиночества, греховности, покинутости впервые возникает в философии Аврелия Августина. В философии Фомы Аквинского рождается новый христианский космос: человек оказывается самым благородным существом во Вселенной.

3. Эпоха Возрождения (XV-XVI вв.)

Возрожденческий идеал человека сопряжен с поиском своеобразия самобытности человека. Рождается проблема индивида и индивидуальности. Возрожденческий индивидуализм порождает стихийное самоутверждение человека.

В европейском сознании возникает идея гуманизма, которая прославляет человека как высшую ценность.

 

Возрожденческий гуманизм – это духовное движение, направленное на освобождение человека от средневековой морали, власти религиозных догм и церковных авторитетов, на утверждение ценностей земной реальной жизни, величия разума и творческих способностей человека, на возвышение его индивидуальности, чувства собственного достоинства, личностных качеств.

Философия возрождения, апоцентрична, т.е. на 1-м месте ее рассмотрения – человек как природное существо со всеми его заботами и надеждами, интересами и правами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: