В эту эпоху возникают представления о неисчерпаемых возможностях независимой и разумной личности. Культ автономного человека, развитие персоналистcкой линии европейского сознания. Немецкая классическая философия принесла с собой множество философских прозрений о человеке.
Они выстраивались вокруг проблем свободы и духа. В трудах Канта родилась идея создания особой сферы философского знания – философии антропологии. Были сделаны попытки изложить учение о человеке, обозначить состояние социального и бессознательного в человеке.
Возникло обостренное внимание к человеческому самочувствию, к нюансам человеческого состояния.
Появление экзистенциализма значительно расширило представление о человеческом бытии. Он приковывал внимание к индивидуальным смысложизненным вопросам: вины и ответственности, выбора и решения, бессилия и разума, элементы случайности в судьбе, и т.д.
Крупнейшим открытием XIXв. явилось учение Маркса. Марксизм связывал понимание сущности человека с общественными условиями его функционирования и развития.
|
|
Маркс обращает внимание на общие закономерности поведения человека для того, чтобы рельефнее оттенить личностные индивидуальные качества человека.
Русская философия (XIX-XX вв.)
Представителями русской философии являлись Бердяев, Соловьев, Белинский, Достоевский, Герцен и др.
Философия развила понятие о цельности духа, об универсальности, всеединстве. Рассматривая природу человека, русская философия толковала человека как точку пересечения 2 миров: микро- и макрокосмоса. В центре рассмотрения русской философии:
- проблема красоты,
- проблема свободы,
- проблема любви.
Важная особенность русской философии – ее литературные корни, связь с литературой, ее обратимость к судьбам человека, его разуму, его внутреннему миру.
Современная философия
Современная философия, несмотря на популярность социобиологии, критически относится к биологизаторским концепциям человека, ссылающимся на этологию, генетику и др. науки. Она связывает развитие человека с общественным прогрессом в направлении к разумному и гуманному обществу, при котором полное и всестороннее свободное развитие каждого индивида, всех членов общества становится самоцелью. В настоящее время получило развитие общее человековедение, которое рассматривает человека как комплексную проблему современной науки и философии.
Человековедение – новое научное направление, связанное с целостным изучением человека и постижением его интегральной природы на основе достижений разных теоретических дисциплин [6, с. 683].
|
|
Человек будущего – это человек, разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий наслаждаться красотой; это целостная, всесторонне развитая личность, воплощающая идеал подлинного единства сущностных сил человека – его духовного и физического совершенства. И именно как личность с ее неповторимым своеобразием, уникальностью человеческого «Я» человек утверждает себя как существо общественное, жизнь которого одухотворяется высокими идеалами, нравственным смыслом.
Человек, индивид, личность.
Человек как социально-природное существо
План
2. Понятие «человек».
3. Феномен двойственности человеческой природы.
4. Понятия «индивид» и «личность».
5. Фазы развития личности.
6. Структура личности.
7. Социализация личности
1. Понятие «человек»
Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, творец общественно-исторической деятельности и культуры.
Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы – к человеческомуроду. Современная философия выделяет существенные черты человека: его бытие социально; он обладает разумом, представлением о ценностях; он постоянно развивается; он общителен; возвышается над природным царством. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. В противоположность другим живым существам, человек является продуктом собственной материальной и духовной деятельности со всеми его социальными качествами и его сознанием.
Само общественное бытие также продукт человеческой деятельности. Человек создает условия своей собственной жизнедеятельности, которые в свою очередь воздействует на его социализацию, определяют не только характер и содержание его деятельности, но и его отношение к этим условиям. Поскольку условия жизнедеятельности, изменяются самим человеком, для того, чтобы эти условия были человеческими, человека надо воспитывать.