По итогам освоения учебной дисциплины «Логика» обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
общепрофессиональными (ОПК):
– способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОПК-5);
профессиональными (ПК):
− способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6).
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины «Логика» обучающийся должен:
знать:
– историю возникновения и основные этапы развития логики, ее предмет и значение для познавательной и профессиональной деятельности будущего юриста;
– сущность мышления и содержание познавательной деятельности
человека, характеристику чувственных и логических форм познавательного процесса;
– содержание основных форм логического мышления, их структурные компоненты и виды;
– сущность и содержание основных логических законов, соблюдение их требований применительно к мыслительному процессу;
|
|
– содержание и последовательность осуществления основных логических операций;
– содержание, правила и способы доказательства и опровержения, логику построения вопросов и ответов, проверку и доказательство гипотез;
– язык формальной логики;
– методологические принципы логики, ее методы, приемы, технологии.
уметь:
– свободно оперировать логическими категориями;
– производить логические операции с основными формами логического мышления;
– применять действие логических законов, принципов, методов и приемов в сфере своей профессиональной деятельности;
– выводить самим и свободно пользоваться выводными знаниями;
– ясно выражать мысли, логически грамотно строить предложения;
владеть навыками:
– прочного оперирования категориальным аппаратом формальной логики в юридической практике;
– логического анализа социально-политических, правовых и иных процессов, протекающих в обществе;
– аргументированного доказательства и опровержения в профессиональной юридической деятельности;
– использования вопросно-ответного комплекса в процессе коммуникативного общения в юридической деятельности;
– свободного оперирования понятиями, суждениями и умозаключениями;
– практического использования полученных знаний по логике в различных условиях правовой деятельности;
II. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа учебной дисциплины
Объем дисциплины «Логика» составляет 3 зачетные единицы, 108 академических часа, из них по очной форме обучения аудиторных занятий: 46 академических часов, лекции (16 ч.) и практические занятия (30 ч.). Промежуточная аттестация – зачет.
|
|
Тематические планы
Тематический план для очной формы обучения
№ п/п
| Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр/триместр | Виды учебной деятельности и объем (в час) | Образова- тельные технологии | Виды текущего контроля | ||
Лекции | Практические занятия | СРС | |||||
I | Раздел 1. ЛОГИКА КАК НАУКА. ЗАКОНЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ В ПРАВЕ | 1 | 6 | 10 | 20 | ||
1 | Логика как наука и место в системе культуры. Ее предмет, история, структура. Язык и мышление. Язык права. Понятие о формах и законах мышления. Роль мышления в юридической практике. | 1 | 2 | 2 | 4 | Лекция с проблемным изложением материала: семинар-дискуссия; кейс-семинар | Опрос Проверка письменного домашнего задания |
2 | Понятие как форма мышления и его роль в юридической деятельности. Понятие и слово. Виды понятий. Отношения между понятиями. Логические операции с понятиями. Роль понятий в деятельности юриста. | 1 | 2 | 2 | 8 | Лекция-дискуссия; проблемный семинар с решением конкретных задач; семинар-тренинг | Опрос Проверка письменного домашнего задания |
3 | Суждение и их виды. Модальная логика и законы мышления. Их применение в мыслительной деятельности юриста. Простые и сложные суждения. Виды модальности. Основные законы логики и их использование в профессии юриста. | 1 | 2 | 6 | 8 | Лекция с визуализацией; лекция –беседа; семинар-дискуссия; кейс-семинар | Опрос Проверка письменного домашнего задания Тестирование |
II | Раздел II.УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ | 1 | 6 | 12 | 22 | ||
4 | Дедуктивные умозаключения: выводы из простых и сложных суждений. Их применение в юридической практике. Сущность умозаключения и структура. Основные требования к умозаключениям. Классификация дедуктивных умозаключений. | 1 | 4 | 8 | 12 | Лекция с визуализацией; лекция с запланированными ошибками; семинар-дискуссия; проблемный семинар с решением конкр. задач | Опрос Проверка письменного домашнего задания |
5. | Недемонстративные умозаключения в правовой сфере. Индуктивные умозаключения, их виды. Умозаключение по аналогии. Роль индукции и аналогии в правовом процессе. | 1 | 2 | 4 | 10 | Лекция с проблемным изложением материала; семинар-тренинг | Опрос Проверка письменного домашнего задания Тестирование |
III | Раздел III.ЛОГИКО-КОММУНИКАТВНЫЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИИ ЮРИСТА. | 1 | 4 | 8 | 20 | ||
6 | Логические основы аргументации. Доказательство и опровержение в юридической деятельности. Аргументация: структура, способы, виды. Доказательство как логическая основа аргументации. Обоснование и опровержение. | 1 | 2 | 4 | 8 | Лекция-дискуссия; кейс-семинар; семинар-тренинг | Опрос Проверка письменного домашнего задания Тестирование |
7 | Коммуникативные средства в аргументации. Вопрос и гипотеза как формы познания. Особенности применения аргументации в юридическом исследовании | 1 | 2 | 2 | 6 | Лекция с проблемным изложением материала; семинар-тренинг | Опрос Проверка письменного домашнего задания |
8 | Логические формы развития юридического знания Логическая характеристика проблем. Логические свойства и возможности теории. Гипотезы в познавательном процессе. Построение и проверка юридических версий | 1 | 2 | 6 | семинар- круглый стол | Опрос Проверка письменного домашнего задания Тестирование | |
ВСЕГО по ОФО | 1 | 16 | 30 | 62 | Зачет |
Тематический план для очной формы ускоренного обучения на базе СПО
№ п/п
| Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр/триместр | Виды учебной деятельности и объем (в час) | Образова- тельные технологии | Виды текущего контроля | ||
Лекции | Практические занятия | СРС | |||||
I | Раздел 1. ЛОГИКА КАК НАУКА. ЗАКОНЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ В ПРАВЕ Логика как наука и место в системе культуры. Понятие о формах и законах мышления. Понятие как форма мышления и его роль в юридической деятельности. Суждение и их виды. Модальная логика и законы мышления. Их применение в мыслительном процессе юриста. | 2 1 1 1 | 1 | 2 | 15 | Лекция с проблемным изложением материала | Опрос Проверка письменного домашнего задания е |
II | УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ И ЛОГИКО-КОММУНИКАТВНЫЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИИ ЮРИСТА. Дедуктивные умозаключения: выводы из простых и сложных суждений. Недемонстративные умозаключения в правовой сфере. Логические основы аргументации. Доказательство и опровержение в юридической деятельности. Вопрос и гипотеза как формы познания. Особенности применения аргументации в юридическом исследовании. | 2 1 1 1 | 1 | 2 | 15 | Лекция с визуализацией; семинар-управляемая дискуссия, с решением конкретных задач | Опрос Проверка письменного домашнего задания Тестирование |
Всего по ОУФО на базе СПО | 2 | 2 | 4 | 30 | Зачет. Трудоемкость - 4 ч |
Тематический план для очно-заочной формы обучения
|
|
№ п/п
| Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр/триместр | Виды учебной деятельности и объем (в час) | Образова- тельные технологии | Виды текущего контроля | ||
Лекции | Практические занятия | СРС | |||||
I | Раздел 1. ЛОГИКА КАК НАУКА. ЗАКОНЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ В ПРАВЕ Логика как наука и место в системе культуры. Понятие о формах и законах мышления. Понятие как форма мышления и его роль в юридической деятельности. Суждение и их виды. Модальная логика и законы мышления. Их применение в мыслительном процессе юриста. | 3 1 1 1 | 4 | 6 | 44 | Лекция с проблемным изложением материала | Опрос Проверка письменного домашнего задания Тестирование |
II | УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ И ЛОГИКО-КОММУНИКАТВНЫЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИИ ЮРИСТА. Дедуктивные умозаключения: выводы из простых и сложных суждений. Недемонстративные умозаключения в правовой сфере. Логические основы аргументации. Доказательство и опровержение в юридической деятельности. Вопрос и гипотеза как формы познания. Особенности применения аргументации в юридическом исследовании. | 3 1 1 1 | 4 | 6 | 44 | Лекция с визуализацией; семинар-управляемая дискуссия, с решением конкретных задач | Опрос Проверка письменного домашнего задания Тестирование |
ВСЕГО ОЗФО | 3 | 8 | 12 | 88 | Зачет. Трудоемкость - 4 ч |
Тематический план для очно-заочной (формы ускоренного обучения на базе ВО)
|
|
№ п/п
| Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр/триместр | Виды учебной деятельности и объем (в час) | Образова- тельные технологии | Виды текущего контроля | ||
Лекции | Практические занятия | СРС | |||||
I | Раздел 1. ЛОГИКА КАК НАУКА. ЗАКОНЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ В ПРАВЕ Логика как наука и место в системе культуры. Понятие о формах и законах мышления. Понятие как форма мышления и его роль в юридической деятельности. Суждение и их виды. Модальная логика и законы мышления. Их применение в мыслительном процессе юриста. | 1 1 1 1 | 2 | 4 | 46 | Лекция с проблемным изложением материала | Опрос Проверка письменного домашнего задания Тестирование |
II | УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ И ЛОГИКО-КОММУНИКАТВНЫЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИИ ЮРИСТА. Дедуктивные умозаключения: выводы из простых и сложных суждений. Недемонстративные умозаключения в правовой сфере. Логические основы аргументации. Доказательство и опровержение в юридической деятельности. Вопрос и гипотеза как формы познания. Особенности применения аргументации в юридическом исследовании. | 1 1 1 1 | 2 | 4 | 50 | Лекция с визуализацией; семинар-управляемая дискуссия, с решением конкретных задач | Опрос Проверка письменного домашнего задания Тестирование |
Всего по ОЗУФО на базе ВО | 1 | 4 | 8 | 96 | Зачет. Трудоемкость - 4 ч |
Тематический план для очно-заочной (формы ускоренного обучения на базе СПО)
№ п/п
| Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр/триместр | Виды учебной деятельности и объем (в час) | Образова- тельные технологии | Виды текущего контроля | ||
Лекции | Практические занятия | СРС | |||||
I | Раздел 1. ЛОГИКА КАК НАУКА. ЗАКОНЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ В ПРАВЕ Логика как наука и место в системе культуры. Понятие о формах и законах мышления. Понятие как форма мышления и его роль в юридической деятельности. Суждение и их виды. Модальная логика и законы мышления. Их применение в мыслительном процессе юриста. | 2 1 1 1 | 1 | 15 | Лекция с проблемным изложением материала | ||
II | УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ И ЛОГИКО-КОММУНИКАТВНЫЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИИ ЮРИСТА. Дедуктивные умозаключения: выводы из простых и сложных суждений. Недемонстративные умозаключения в правовой сфере. Логические основы аргументации. Доказательство и опровержение в юридической деятельности. Вопрос и гипотеза как формы познания. Особенности применения аргументации в юридическом исследовании. | 2 1 1 1 | 1 | 2 | 15 | Лекция с визуализацией; семинар-управляемая дискуссия, с решением конкретных задач | Опрос Проверка письменного домашнего задания Тестирование |
Всего по ОЗУФО на базе СПО | 2 | 2 | 2 | 32 | Зачет. Трудоемкость - 4 ч |
Тематический план для очно-заочной формы обучения группы выходного дня
№ п/п
| Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр/триместр | Виды учебной деятельности и объем (в час) | Образова- тельные технологии | Виды текущего контроля | ||
Лекции | Практические занятия | СРС | |||||
I | Раздел 1. ЛОГИКА КАК НАУКА. ЗАКОНЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ В ПРАВЕ Логика как наука и место в системе культуры. Понятие о формах и законах мышления. Понятие как форма мышления и его роль в юридической деятельности. Суждение и их виды. Модальная логика и законы мышления. Их применение в мыслительном процессе юриста. | 3 1 1 1 | 2 | 6 | 46 | Лекция с проблемным изложением материала | Опрос Проверка письменного домашнего задания Тестирование |
II | УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ И ЛОГИКО-КОММУНИКАТВНЫЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИИ ЮРИСТА. Дедуктивные умозаключения: выводы из простых и сложных суждений. Недемонстративные умозаключения в правовой сфере. Логические основы аргументации. Доказательство и опровержение в юридической деятельности. Вопрос и гипотеза как формы познания. Особенности применения аргументации в юридическом исследовании. | 3 1 1 1 | 4 | 6 | 44 | Лекция с визуализацией; семинар-управляемая дискуссия, с решением конкретных задач | Опрос Проверка письменного домашнего задания Тестирование |
Всего по ОЗФУО ГВД на базе ВО | 3 | 6 | 12 | 90 | Зачет. 4 часа |
Тематический план для заочной формы ускоренного обучения на базе ВО
№ п/п
| Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр/триместр | Виды учебной деятельности и объем (в час) | Образова- тельные технологии | Виды текущего контроля | ||
Лекции | Практические занятия | СРС | |||||
I | Раздел 1. ЛОГИКА КАК НАУКА. ЗАКОНЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ В ПРАВЕ Логика как наука и место в системе культуры. Понятие о формах и законах мышления. Понятие как форма мышления и его роль в юридической деятельности. Суждение и их виды. Модальная логика и законы мышления. Их применение в мыслительном процессе юриста. | 1 1 1 1 | 1 | 2 | 48 | Лекция с проблемным изложением материала | Опрос Проверка письменного домашнего задания Тестирование |
II | УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ И ЛОГИКО-КОММУНИКАТВНЫЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИИ ЮРИСТА. Дедуктивные умозаключения: выводы из простых и сложных суждений. Недемонстративные умозаключения в правовой сфере. Логические основы аргументации. Доказательство и опровержение в юридической деятельности. Вопрос и гипотеза как формы познания. Особенности применения аргументации в юридическом исследовании. | 1 1 1 1 | 1
| 4 | 48
| Лекция с визуализацией; семинар-управляемая дискуссия, с решением конкретных задач | Опрос Проверка письменного домашнего задания Тестирование |
Всего по ЗФУО на базе ВО | 1 | 2 | 6 | 96 | Зачет. Трудоемкость - 4 ч |
Тематический план для заочной формы ускоренного обучения группы выходного дня на базе ВО
№ п/п
| Раздел (тема) учебной дисциплины | Семестр/триместр | Виды учебной деятельности и объем (в час) | Образова- тельные технологии | Виды текущего контроля | ||
Лекции | Практические занятия | СРС | |||||
I | Раздел 1. ЛОГИКА КАК НАУКА. ЗАКОНЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ В ПРАВЕ Логика как наука и место в системе культуры. Понятие о формах и законах мышления. Понятие как форма мышления и его роль в юридической деятельности. Суждение и их виды. Модальная логика и законы мышления. Их применение в мыслительном процессе юриста. | 1 1 1 1 | 2 | 2 | 44 | Лекция с проблемным изложением материала | Опрос Проверка письменного домашнего задания Тестирование |
II | УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ И ЛОГИКО-КОММУНИКАТВНЫЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИИ ЮРИСТА. Дедуктивные умозаключения: выводы из простых и сложных суждений. Недемонстративные умозаключения в правовой сфере. Логические основы аргументации. Доказательство и опровержение в юридической деятельности. Вопрос и гипотеза как формы познания. Особенности применения аргументации в юридическом исследовании. | 1 1 1 1 | 2
| 4 | 50
| Лекция с визуализацией; семинар-управляемая дискуссия, с решением конкретных задач | Опрос Проверка письменного домашнего задания Тестирование |
Всего по ЗФУО ГВД на базе ВО | 1 | 4 | 6 | 94 | Зачет. Трудоемкость - 4 ч |