Антирабовладельческое движение. Война в Канзасе

 

Годы, предшествовавшие гражданской войне, характеризовались быстрым нарастанием антирабовладельческого движения. В это критическое десятилетие борьба против рабства приобрела поистине народный характер, охватив широкие слои населения северных штатов. Ведущую роль в движении играли аболиционисты — сторонники немедленного уничтожения рабства и предоставления неграм политических прав. Организационно движение оформилось еще в начале 30-х годов. В декабре 1833 г. было создано Американское антирабовладельческое общество. Его руководителями стали У. Л. Гаррисон, А. Таппан, Т. Велд, Дж. Смит и др. Наряду с этой организацией действовало Американское общество свободных цветных, образованное на негритянском конвенте в Филадельфии в 1830 г.

В аболиционистском движении участвовали фермеры и ремесленники, городская мелкая буржуазия, рабочие, интеллигенция. Хотя в аболиционизме возникли различные течения — от умеренных сторонников реформ до защитников революционных методов, всех их объединяла ненависть к рабству и стремление содействовать его скорейшему уничтожению. Ведущим печатным органом была еженедельная газета «Либерейтор» («Освободитель»), издаваемая У. Л. Гаррисоном. В первом номере, вышедшем 1 января 1831 г., он заявлял, что будет отстаивать немедленное освобождение всех порабощенных. «Я буду суров, как правда, и непреклонен, как правосудие... Я буду честен, не буду увиливать, не буду прощать. Я не отступлю ни на дюйм, и я буду услышан». Несмотря на травлю и преследования со стороны защитников рабства, движение аболиционистов росло и набирало силу. В 1840 г. насчитывалось уже 2 тыс. различных обществ, в которых участвовали 250 тыс. человек. В том же году была создана первая политическая организация аболиционистов — Партия свободы. Впоследствии она вошла в состав партии фрисойлеров…

Острая полемика по проблемам рабства стала характерной чертой этого периода. Аргументы рабовладельцев не отличались разнообразием. Искажая факты, они стремились представить рабство в виде благодетельной системы для негров. «Де Боуз ревью» в статье «Благодеяния рабства» писала, что положение рабов лучше, чем любого другого трудящегося класса в мире. Между плантаторами и их рабами существуют отношения патернализма. «Работа на плантации является здоровой и наиболее восхитительной разновидностью ручного труда»,—заявляла газета.

Главный аргумент плантаторов, который У. Фостер назвал «убийственной параллелью», заключался не столько в защите рабства, сколько в нападках на систему наемного труда. Сенатор из Южной Каролины Дж. Хаммонд заявлял: «Различие между нами заключается в том, что мы нанимаем рабов пожизненно и хорошо компенсируем их труд: они не голодают, не попрошайничают, не знают безработицы... Вы же нанимаете поденщиков, о которых не заботитесь и труд которых плохо компенсируется, что можно наблюдать в любой час, на любой улице ваших городов. Вы можете встретить в Нью-Йорке за один день больше нищих, чем за всю жизнь на Юге»…

Значительную роль в пропаганде антирабовладельческих идей играла прогрессивная печать. Это прежде всего знаменитая «Либерейтор» У. Л. Гаррисона в Бостоне. 7 января 1847 г. в Вашингтоне вышел первый номер газеты «Нэшнл ира», которая активно выступала за свободную землю, свободного человека, свободный труд и свободную торговлю. Важную роль в антирабовладельческой борьбе играли издания Ф. Дугласа, бывшего беглого раба, ставшего одной из самых значительных фигур в истории аболиционизма, выдающимся оратором, блестящим публицистом и редактором, вождем негритянского народа. В 1847 г. он выпустил первый номер газеты «Норт стар» («Северная звезда»). Впоследствии она была преобразована в «Фредерик Дуглас пейпер» с эпиграфом: «Все права для всех»…

В ответ на усиление антирабовладельческой агитации плантаторы требовали ограничений свободы слова и печати, призывали конгресс издать закон, запрещавший обсуждать вопрос о рабстве…

В конце 1854 г. в газетах Севера появились сообщения о нападении вооруженных миссурийцев на поселения скваттеров из свободных штатов. Противники рабства предлагали усилить приток эмигрантов с Севера и таким образом превратить Канзас в свободный штат. В 1854— 1855 гг. возникало несколько организаций, ставивших целью помочь эмигрантам из свободных штатов. Это Массачусетская компания помощи эмигрантам во главе с Эли Тайером, Нью-Йоркская канзасская лига (Тадеуш Хиатт), Вашингтонское эмигрантское общество (Дж. Гуерич) и др. На земле Канзаса столкнулись два потока переселенцев: рабовладельческий и фермерский. Согласно переписи, проведенной в феврале 1855 г., в Канзасе имелось 8500 человек белого населения, 152 свободных негра и 192 раба. Примерно 2/з белых поселенцев представляли рабовладельцы пограничного штата Миссури, стремившиеся любыми методами добиться утверждения рабства в Канзасе.

Обстановку в Канзасе ярко характеризовал корреспондент «Трибюн» Джеймс Редпас. Он писал, что когда поселенцы отправлялись на пашню, они всегда брали винтовки и собирались в группы по 5—10 человек, чтобы отразить постоянные нападения банд из Миссури, Алабамы и Джорджии. Охрану несли днем и ночью. Когда два человека встречались, держа в руках пистолеты, то вместо приветствия задавался вопрос: «За свободный штат или рабовладельческий?» Нередко вслед за ответом следовал выстрел.

Первоначально сторонникам рабства удалось добиться значительных успехов. На выборах представителя территории в конгресс, состоявшихся 29 ноября 1854 г., победил сторонник рабовладения миссуриец Дж. Витфилд. Это был результат активных действий миссурийцев, которые «импортировали» избирателей в Канзас. В обстановке запугивания и прямого давления на фристейтеров (сторонников свободного штата) банды вооруженных миссурийцев контролировали ход голосования на избирательных участках.

В подобных же условиях проходили выборы в законодательное собрание территории 30 марта 1855 г. На них прибыли 5 тыс. вооруженных до зубов миссурийцев. Описание выборов в Лоренсе дает их очевидец: «Накануне выборов в Лоренс прибыли тысячи миссурийцев, все хорошо вооруженные ружьями, пистолетами, кинжалами, а один отряд даже притащил два орудия с картечью. Никто и не старался соблюсти хотя бы кажущуюся законность или справедливость».

Избранный миссурийцами законодательный орган территории исключил из своего состава всех сторонников свободного штата. Он принял конституцию по образцу конституций южных штатов. Смертная казнь, каторжные работы и другие суровые меры наказания грозили за призыв рабов к восстанию, за распространение среди них аболиционистской литературы, за помощь беглым и их укрытие, за другие преступления против собственности рабовладельцев. Сторонники свободного штата не признали эту конституцию, и борьба еще более обострилась.

Война в Канзасе стала настоящим прологом к гражданской войне. В 1856 г. слово «Канзас» не сходило со страниц газет. Редакционные статьи Севера выходили под заголовками: «Новая гражданская война в Канзасе», «Политика пограничных разбойников», «Рабовладельческий закон в Канзасе», «Что можно сделать для свободного Канзаса». В феврале 1856 г. «Трибюн» и «Ивнинг пост» привели знаменитые слова священника Генри Бичера о том, что винтовка Шарпа в условиях Канзаса обладает не меньшей действенностью и моральной силой, чем сотня библий. С этого времени их стали называть «библией Бичера». «Винтовка Шарпа... является подлинным умиротворителем, когда имеешь дело с пограничными грабителями»,— писали фристейтеры 8 февраля 1856 г. комитету помощи свободного Канзаса.

На Севере был организован сбор средств в помощь фристейтерам. 16 июля 1856 г. «Трибюн» напечатала письмо из Пенсильвании под заголовком «Полмиллиона для Канзаса». В нем предлагалось каждому подписчику или читателю газеты внести по 1 долл., создав тем самым канзасский фонд «Трибюн». Уже к концу года общая сумма пожертвований составляла 20 тыс. долл. 25 сентября 1856 г. «Трибюн» привела заявление сенатора от штата Массачусетс Ч. Самнера: «Я с интересом наблюдаю за вашим великолепным фондом помощи освобождению Канзаса, сейчас оскверненного и втоптанного в грязь, израненного и порабощенного президентом США, действующим как орудие тиранической рабовладельческой олигархии».

В, мае 1856 г. миссурийцы совершили новое преступление. Они организовали нападение на Лоренс, оплот фристейтеров. Дома поселенцев были разграблены и сожжены. Ущерб, причиненный поселку, оценивался в 200 тыс. долл. Разгром Лоренса вызвал волну протеста и возмущения на. всем Севере. 19 мая Ч. Самнер произнес в сенате блестящую речь «Преступление против Канзаса». Он назвал миссурийцев пиратами, выступавшими под черным флагом, говорил о рабстве как отрицании прав человека и всех гражданских свобод. Самнер подчеркнул, что война в Канзасе носит не местный, а национальный характер. Его смелая речь вызвала у рабовладельцев приступ ярости. 22 мая член палаты представителей П. Брукс внезапно напал на Самнера в здании конгресса и жестоко избил его. Суд приговорил Брукса к штрафу всего лишь в 300 долл.; его даже не исключили из состава палаты.

В Чикаго, Нью-Йорке и других городах прошли митинги, на которых осуждались преступления рабовладельцев против Канзаса и избиение сенатора Самнера. Тут же происходил сбор денег и запись добровольцев в помощь фристейтерам. Газеты Севера писали в эти дни, что рабство еще раз показало всему миру свое истинное лицо, что оно является угрозой свободе не только на земле Канзаса, но и на Севере, даже в стенах Капитолия. Именно рабство воспитывает жестоких людей вроде Атчисона или Брукса.

После разрушения Лоренса наступил период ожесточенных партизанских действий. В ответ на продолжавшийся террор и насилия скваттеры создавали вооруженные отряды, самым известным из которых был отряд Джона Брауна, и наносили решительные удары по силам сторонников рабовладения. Федеральное правительство открыто встало на сторону рабовладельцев. Президент Пирс приказал федеральным войскам присоединиться к миссурийцам и, таким образом, исключить прибытие эмигрантов из свободных штатов. Пароходы с переселенцами были остановлены и винтовки Шарпа конфискованы.

Однако даже активная поддержка правительства не могла ликвидировать кризиса и заставить фристейтеров отказаться от борьбы. «Долгом сторонников свободного Канзаса,— говорилось в одном из писем, опубликованных 26 ноября 1856 г. в „Трибюн",— является сопротивление федеральным войскам и правительству в их деспотических действиях так же, как колонисты сопротивлялись английским войскам при Лексингтоне, Конкорде, Банкер-Хилле. Это должно быть сделано, иначе их порабощение будет завершено».

Решительное сопротивление свободных фермеров рабовладельческой колонизации имело огромное значение для решения вопроса о том, свобода или рабство восторжествует в Канзасе. Следующим этапом борьбы за Канзас стала, по словам К. Маркса, борьба посредством политических интриг в конгрессе. Рабовладельческая олигархия стремилась принять Канзас в состав Союза с конституцией, одобрявшей рабство. Эта конституция, известная как Лекомптонская (по названию города, где ее приняли), была отвергнута большинством населения штата. «Нью-Йорк дейли трибюн» 31 декабря 1857 г. заявила, что Лекомптонская конституция насильственно навязывается большинству народа Канзаса жульнической диктатурой меньшинства и является нарушением основ демократии.

В 1858—1859 гг. в конгрессе шло бесконечное обсуждение этой конституции и вопроса о допущении Канзаса в Союз. Окончательно вопрос решился уже в январе 1861 г., когда в связи с сецессией большинством в сенате стали располагать республиканцы. Канзас был принят в Союз как свободный штат.

Будучи первой реальной пробой сил между сторонниками и противниками рабства, гражданская война в Канзасе стала началом складывания в стране революционной ситуации. Она в огромной мере способствовала революционизированию сознания народных масс и давала им опыт вооруженной борьбы…

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: