Расширяем словарный запас

Политехническая школа - школа, основанная на обучении учащихся основам техники, рабочих профессий.

1. Что означала политика «оттепели» в духовной сфере? (укажите все мероприятия, политики оттепели?) 2. Покажите на примерах пределы «оттепели» в культурной жизни. 3. Какие процессы в общественной жизни зародились под воздействием «оттепели»? 4. Какие задачи должна была решать реформа образования 1958 г.? 5. В чем вы видите противоречивый характер «оттепели» в духовной сфере?

1. «Некоторые представители искусства судят о действительности только по запахам отхожих мест, изображают людей в нарочито уродливом виде, малюют свои картины мрачными красками, которые только и способны повергать людей в состояние уныния, тоски и безысходности, рисуют действительность сообразно своим предвзятым, извращенным... представлениям о ней, по надуманным или худосочным схемам... Мы видели тошнотворную стряпню Эрнста Неизвестного и возмущались тем, что этот человек, не лишенный, очевидно, задатков, окончивший советское высшее учебное заведение, платит народу такой черной неблагодарностью. Хорошо, что таких художников у нас немного... Мы осуждаем и будем осуждать подобные уродства открыто, со всей непримиримостью», - говорил Хрущев на одной из встреч с интеллигенцией. Сформулируйте перечень претензий и требований, которые он предъявлял деятелям культуры.

2. По словам скульптора Э. Неизвестного, много лет спустя Хрущев так отзывался о своих выступлениях: «Мне не надо было лезть в это дело. Я ведь глава государства был. Это не мое дело было. Но вот азарт...» Обсудите в классе вопрос о том, почему глава партии и государства был столь активен в своих встречах с интеллигенцией. Только ли азартом объяснялось его поведение? Или были другие, более глубокие причины?

3. «Пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж, и кукуруза... А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди... И зла никто не будет иметь - ни завтра, ни послезавтра... В нашей истории достаточно злодеев - ярких и сильных. Хрущев - та редкая, хо­тя и противоречивая фигура, которая олицетворяла собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому у него не грех поучиться всем нам», - писал о Хрущеве кинорежиссер М. Ромм. Напишите эссе (сочинение-размышление) на тему «Уроки хрущевской «оттепели».

Политика мирного сосуществования: успехи и

Противоречия

В поисках новой стратегии. Уже в первые дни после смерти Сталина стали просматриваться две разные линии в руководстве внешней политикой страны. Министр иностранных дел Молотов, считая, что «перерыв» в «холодной войне» необходим, предлагал тем не менее сохранить жесткое противостояние двух систем. Он отрицал идею мирного сосуществования государств с различным общественным строем, ссылаясь на произведения Ленина. Иначе оценивал ситуацию Маленков, а позже и Хрущев: после войны обстановка в мире изменилась в пользу СССР и стран социализма. Исходя из этого, а также видя реальную опасность, которую таит в себе ядерное оружие, Маленков не только выступал за мирное сосуществование, но и считал его в ядерный век единственно возможной основой межгосударственных отношений. Он справедливо полагал, что мирное будущее народа зависит в основном

от развития отношений СССР с Западом. Это определило и направленность внешней

политики СССР в 1953-1964 гг.

Отношения с Западом. Проблемы разоружения. Летом 1953 г. СССР достиг компромисса с США, результатом которого стало перемирие в Корее. В том же году СССР отказался от идеи совместной с Турцией обороны Черноморских проливов, предполагавшей создание советских военно-морских баз на ее территории. Были выдвинуты инициативы по нормализации отношений СССР с Турцией и Югославией. В 1954 г. достигли соглашения о прекращении войны в Индокитае. В 1955 г. страны-победительницы подписали государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией, а в 1956 г. - с Японией.

Маленков в марте 1954 г. не только подчеркнул традиционный тезис о необходимости борьбы за мир, но и стал первым государственным деятелем, заявившим о недопустимости мировых конфликтов в условиях существования ядерного оружия.

XX съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о мирном сосуществовании и соревновании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху, о многообразии форм перехода различных стран к социализму.

Выскажите предположение о том, какое значение имел тезис о многообразии перехода различных стран к социализму для отношений СССР со странами социалистического содружества.

В качестве трех главных направлений обеспечения мира Хрущев назвал тогда создание системы коллективной безопасности в Европе, затем и в Азии, а также разоружение.

В то же время действия советского руководства далеко не всегда соответствовали

этим идеям. Зачастую внешнеполитические акции имели явно пропагандистский характер. Так, мирное сосуществование характеризовалось как «специфическая форма классовой борьбы».

Существовало также взаимное недоверие лидеров СССР и Запада, отсутствовали

средства контроля за ядерным оружием вероятного противника.

Внешняя политика как западных держав, так и СССР велась с позиции силы. Как отмечал Хрущев, «договор имеет свою силу, если он подкреплен пушками. Если

договор не подкреплен силой, то он ничего не стоит».

В 1956 г. Хрущев заявил об изменении военной доктрины СССР: переходе от массового применения войск на поле боя к ракетно-ядерному противостоянию. А в этой сфере во второй половине 50-х - начале 60-х гг. СССР сумел добиться временного приоритета над США.

В 1957 г. в СССР прошли успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Впервые территория США оказалась уязвимой для возможного противника. Началось не только крупномасштабное оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, ПВО, ВВС, но и создание мощного ракетно-ядерного подводного флота.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: