Линия на плоскости как протяжённый контраст

 

Представим себе картинную плоскость, на которой проведена линия горизонта. На поверхности, отведённой для земли (рис. 9, 1), нарисуем две линии, сходящиеся в одну точку на горизонте. У нас получилась «правильно нарисованная дорога», но тогда оставшаяся часть земли, что слева и справа от дороги, будет изображена в обратной перспективе, а это противоречит логике построения пространства по правилам прямой перспективы.

Художник выражает свои представления и знания о пространственных характеристиках природной среды, а оптическое впечатление сходящихся линий на горизонте противоречит его знанию о том, что это не так. Что делать?

Как известно, идти человеку по рельсам железной дороги сложно, мы предпочитаем шагать по шпалам или двигаться по тропинке вдоль железной дороги, при этом у нас бы появилась возможность рассматривать окружающий нас мир слева, справа и сверху, не отвлекаясь на то, что у нас под ногами. Поэтому в рис. 9, 2 нам придётся в соответствии с таким восприятием реального пространства разорвать по горизонталям и вертикалям формата все сходящие линии. Мы как бы делаем остановки в неудержимом стремлении нашего взгляда в точку схода и можем перевести его на горизонтальные и вертикальные направления формата в местах разрывов линий. По этим местам происходит связь одного пятна с соседним, тем самым объединяя всё изображение в более целостный объект, который членится на три пространственных плана. По вышеуказанным направлениям в каждой части всей плоскости будущей картины образуются прямые углы (рис. 9, 3). Именно эти прямые углы будут постоянно напоминать художнику об участии двухмерной плоскости формата в процессе создания трехмерного впечатления.

Применяя понятие «больше – меньше» в отношении используемого пятна и линии различной протяжённости, мы можем активизировать свой изобразительный интерес на одном из пространственных планах всей композиции. Для создания ещё большей целостности образа и выявления пластического центра композиции нам остаётся применить понятия «тёмное – светлое» пятно краски, которые увязываются с впечатлением света и тени. На рис. 9, 46 показано, как изображается дорога – улица в деревне. Пятно, отведённое для земли, поделено на три части. На рис. 9, 4 бóльшая часть белого пятна отведена для первого пространственного плана. Именно здесь на освещённом месте размещается главное действие будущего пейзажа «Встреча на деревенской улице», а на двух других вариантах художник создаёт акцент на разных пространственных планах.

На рис. 9, 5 показано, что бóльшая часть белого пятна предназначена для второго плана с композиционным центром на свету, где изображён пастух, перегоняющий коров через улицу. В следующем варианте (рис. 9, 6) выделяется большое пятно третьего плана, там, где изображена церковь и народ, идущий на службу.

Желая «увести» линию в воображаемую глубину, мы должны согласиться с тем, что она остаётся на плоскости. Линия на плоскости может быть определена как красочное пятно, сохраняющее приоритет размера по длине относительно её ширины. Поэтому линия для художника, это пятно-контраст, имеющее различную протяжённость. Таким образом, в одном случае линия используется художником как иллюстрирующая определённые положения иллюзорной перспективы, что в итоге приводит к пассивному срисовыванию натуры. В другом случае линия, нанесённая на плоскость, «рубит» её на части, контрастирующие между собой (см. рис. 2, 4, 6, 7), что позволяет художнику оперировать этим элементом иначе.

Для понимания сложности задачи взаимодействия пятна и линии предлагаем рассмотреть рис. 10, 17. Нанесём линию поверх нескольких контрастирующих между собой пятен (см. рис. 10, 1, 2). Проследим, как протяжённость контраста этой линии может образовать пространственные впечатления. Мы видим, что на рис. 10, 1 краски наносились на плоскость в такой последовательности: сначала чёрная, потом часть её перекрыла серая, а часть серой – белая; на рис. 10, 2 краски наносились в ином порядке: сначала белое пятно, потом серое, затем чёрное. Существует определённая закономерность: любая краска, оказавшись на плоскости, принимает вид округлого пятна. Оно всегда воспринимается «раньше» или «ближе» перекрываемого пятна. Белое пятно (см. рис. 10, 1) и чёрное (см. рис. 10, 2) прочитываются как первые планы, так как их площадь определяют округлые контрасты. В процессе изображения художник осознавал их место в красочном слое так: белая краска – первый пространственный пласт, серая – второй и чёрная – третий. Образовавшиеся этими красками на плоскости соответствующие пятна художник воспринимает в соответствии с понятиями: свет, тень, полутон. На рис. 10, 1, 2 (а, б, в, г) показаны возможные варианты взаимодействия белой, серой и чёрной линий, нанесённых на такие же красочные пятна, но разные по конфигурации. Линия г, объединив в обоих рисунках характеристики других линий а, б, в, создаёт более устойчивое пространственное впечатление. На рис. 10, 1 линия г нанесена на белое пятно (первый освещённый план), пересекает серое пятно (полутон второго плана) и, оказавшись на чёрном пятне, исчезает в затенённом третьем плане. На рис. 10, 2 линия г из чёрного пятна (первого затенённого плана), пересекая серое пятно (полутон второго плана), переходит на белое пятно и погружается в светлой глубине.

Используя пластические качества красочных пятен и их подвижные контрасты, художник может организовать впечатление устойчивой иллюзии трёхмерного пространства (рис. 10, 6, 7).

Серое пятно всего формата (рис. 10, 3) разделено на части вертикальной и горизонтальными линиями. Применив подвижный контраст, мы создаём разную по впечатлению глубину (рис. 10, 4, 5).

На рис. 10, 4 впечатление пространства связано с погружением горизонтальных линий в тёмную глубину за вертикаль, ограничивающую выступающее светлое пятно. На рис. 10, 5 продемонстрировано противоположное решение. Белые пятна, относящиеся к первому пространственному пласту красочного слоя плоскости в первом случае (см. рис. 10, 4) связываются с освещённым первым планом, во втором (см. рис. 10, 5) – со светлой глубиной. В обоих вариантах рисунка можно увидеть определённую пространственную ситуацию и создать конкретный изобразительный мотив (рис. 10, 6, 7). В композиции (см. рис. 10, 6) мы видим освещённый первый план, люди движутся в тёмную глубину улицы с выходом на набережную реки. В композиции (см. рис. 10, 7) через затенённый первый план человек направляется в светлую глубину улицы с выходом на освещённую набережную.

Вданном пособии поясняется смысл, последовательность выполнения заданий для овладения авторским методом. Предлагается в качестве предварительной подготовки к практическому курсу самостоятельно на основе конспекта лекции повторить графические таблицы, раскрывающие основополагающие понятия композиционного метода.

Студентам также сообщают, что учебно-творческая практика будет осуществляться в аудитории под руководством преподавателя, а также самостоятельно.

Упражнения и задания, выполненные самими учащимися, обсуждаются в учебной аудитории с выявлением достоинств и погрешностей рисунков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: