Культура как объект исследования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

Федеральное государственное

Образовательное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

Им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»

Т. С. Комиссарова, Е. Г. Овчинникова

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Учебное пособие

 

 

СПб ГУТ)))

 

Санкт-Петербург

2012

УДК 37(075.8)

ББК 60.000.Зя73

К63

 

Рецензенты:

кандидат культурологии, доцент СПбгуТ

Е. В. Васильева,

кандидат искусствоведения, доцент ГМА им. адмирала С. О. Макарова

А. И. Черняк

Утверждено

редакционно-издательским советом СПбГУТ

в качестве учебного пособия

 

 

Комиссарова, Т. С.

К63

Культурология: учебное пособие / Т. С. Комиссарова, Е. Г. Овчинникова. – СПб.: Изд-во СПбГУТ, 2012. – 46 с.

 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и входит составной частью в цикл гуманитарных, социальных и экономических наук, преподаваемых в высшей школе России.

Предназначено для самостоятельной подготовки студентов 1-го курса (бакалавров) к семинарским и практическим занятиям и зачету по дисциплине «Культурология».

 

УДК 37(075.8)

ББК 60.000.Зя73

 

 

Ó Комиссарова Т. С., Овчинникова Е. Г., 2012

Ó Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального

образования «Санкт-Петербургский

государственный университет телекоммуникаций

им. проф. М. А. Бонч-Бруевича», 2012

Культурология в системе социогуманитарного

знания [ 1–4, 6, 7, 9–12 ]

Культурология как наука и учебная дисциплина. Основные этапы становления культурологии. Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе (предметное поле, специфика, отличие от других наук): культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология, историческая культурология, история культуры.

Структура и функции культурологии. Теоретическая и прикладная культурология.

Культура как объект исследования

в культурологии [ 1–4, 6, 7, 9–12 ]

Понятие культуры. Начало теоретической разработки проблем культуры (вторая половина XVIII в.). Многообразие подходов к феномену культуры.

Морфология культуры: мифология, религия, искусство, мораль, право, идеология, наука, философия, экономика.

Динамика культуры (эволюционные теории, циклические теории, структурализм, синергетический подход). Теории культурогенеза.

Функции культуры. Ценности и нормы культуры. Ценностные, когнитивные, регулятивные смыслы.

Социальные функциикультурных систем.

Природа, общество, человек, культура как формы бытия. Культура и природа. Культура как вторая природа. Аспекты взаимодействия культуры и природы.

Интерпретация отношений культуры и общества (деятельностный подход).

Понятия, выражающие позицию человека по отношению к сторонам действительности окружающего мира: значение, артефакты, знак, коды, текст.

Культураи техника. Происхождение техники. Понятие техники (узкий и широкий смысл). Техника как знаковая система и инструментарий культуры. Идеи совершенствования техники. Роль техники в жизни общества (техницисты, антитехницисты).

Человек и его профессиональная культура. Понятие профессионализма.

Культура и личность. Понятия «инкультурация», «аккультурация», «социализация», «ассимиляция».

Культурная самоидентичность и межкультурные коммуникации (культурная диффузия, заимствования, толерантность, отторжение, культурный синтез и др.). Типы взаимоотношений личности и культуры. Структура культурного пространства.

Типология культур [ 1–3, 5–8 ]

Основания типологии культуры. Этническая культура. Национальная культура. Доминирующая культура. Субкультура, контркультура, маргинальная культура. Феномен массовой и элитарной культуры, предпосылки и особенности их появления.

Историческая типология культур. Понятия «типология и тип культуры». Общая типология. Локально-типологическое рассмотрение культуры. Концепция «осевого времени» К. Ясперса. Запад и Восток: культурные различия. Место и роль России в мировой культуре. Антиномии как исток дискуссий об особенностях генезиса русской культуры. Славянофилы, западники, евразийцы.

Введение

Культурология – наука и учебная дисциплина, которая занимает важное место в системе высшего образования. Она выступает как одна из основных социогуманитарных дисциплин, необходимых для подготовки специалистов различного профиля, в том числе и технического.

Русский философ Н. А. Бердяев в своей работе «Человек и машина» рассматривает характерный парадокс: «…без техники невозможна культура, с нею связано самое возникновение культуры». Техника создает новую действительность, но она и отрывает человека от природы. В то же время окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели. Философ выделяет в культуре два элемента: технический и природно-органический. Окончательная победа первого над вторым означает перерождение культуры во что-то иное, на культуру уже непохожее.

Невозможно стать образованным человеком, не разбираясь в содержании культуры, не понимая ее проблем, не имея достаточно широкого культурного кругозора. Изучение культурологии – не только путь к обогащению духовного мира личности, но способ привить и развить у студентов набор ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе.

Данное учебное пособие написано в соответствии с утвержденным Министерством образования РФ Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, где определяется общая тематика вузовского курса культурологии.

Последовательность изложения материала подчинена логике построения учебного курса, включающего три дидактических единицы:

ü культурология в системе научного знания;

ü культура как объект исследования культурологии;

ü типология культуры.

Пособие может быть использовано студентами всех специальностей в процессе изучения данной дисциплины и, прежде всего, при подготовке к зачету. Предполагается, что студент будет не просто запоминать излагаемый в книге материал, но и осмысливать его – это, кстати, способствует и его запоминанию. Кроме того, в сжатые сроки, отведенные для самостоятельной работы, студенты смогут систематизировать и конкретизировать знания, полученные в ходе изучения дисциплины. В значительной степени этому могут содействовать и включенные в пособие таблицы.

Конечно, в кратком учебном пособии невозможно «объять необъятное» – полностью охватить все содержание культурологии.

Для более глубокого изучения ее проблематики с тех же позиций, которые приняты в пособии, мы рекомендуем обратиться к приведенному списку литературы.

Желаем всем, заинтересовавшимся культурологией, успехов в учебе!

Культурология


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: