В системе гуманитарного знания

Культурология (лат. cultura – возделывание, земледелие, воспитание, почитание + др. греч. λόγος – учение) – это социогуманитарная наука о наиболее общих законах развития и функционирования культуры, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе, изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.

По мнению большинства исследователей, в качестве самостоятельной дисциплины культурология развивается, начиная с XX в., и до сих пор эта наука находится в стадии становления.

«Отцом» культурологии является американский этнолог, антрополог и культуролог Лесли Уайт (1900–1975). Именно он в ряде своих работ 30– 40-х гг. поставил задачу создать в XX в. некую метатеорию культуры и определил диапазон науки о культуре (в частности, в 1949 г. вышла его работа «Наука о культуре»).

В Россию термин «культурология» пришел с Запада, но интересно, что в зарубежной научной классификации науку под таким названием, с собственным статусом, предметом и объектом исследования, не выделяют: наука о культуре растворена в смежных науках о человеке и обществе (социологии, культурной антропологии и др.), выступая по мере необходимости как их составная часть.

В нашей стране эту дисциплину изучают в большинстве российских вузов с начала 90-х гг. ХХ в. В активе у российской культурологии имеется основательный теоретический задел, накопленный в 1970–1980-е гг.: труды М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева и др. В настоящее время издается огромное количество обстоятельной научно-исследовательской литературы по этой дисциплине, а также вузовские учебники по культурологии.

Культурология как наука, возникнув в XX в., опирается на достигнутые результаты в исследовании культуры предшествующих этапов.

Этапы становления культурологии как науки

Донаучный этап (до возникновения науки Нового времени). Содержит ранние стихийные догадки и представления о цикличности культурно-исторического процесса. На этом этапе используются идея культуры и представления о культуре, формирующиеся на ее основе и в результате эмпирических исследований.

Научно-исторический этап (до середины XIX в.). На этом этапе еще нет четкого разграничения между развитием истории и культуры. Характерно стремление понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития, найти общее основание истории.

Научно-философский этап включает философское осмысление культурного развития человечества на основе анализа, выделения основных черт, характеристик, закономерностей, проникновение в сущность культуры с помощью мышления.

Дискуссия о предмете и месте культурологии

В системе научного знания

Несмотря на признание культурологии как науки, продолжается дискуссия о ее предмете и месте в системе научного знания. По мнению А. И. Кравченко, в дискуссии можно выделить две противоположные позиции[1]:

изоляционистская – у культурологии свой, не похожий на другие науки подход;

интегративистская – культурология – синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре.

В отечественной литературе мнение склоняется в пользу интеграционистского подхода к культурологии. Культурология понимается как синтетическая, интегративная наука, возникшая на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры и других социогуманитарных наук (табл. 1). Проблематика этих наук входит в предметное поле и культурологии.

Основные направления (разделы) культурологии

Таблица 1

Социология культуры (лат. socius – общественный; др.-греч. λόγος – наука) Изучает особенности отношения к культуре различных слоев общества, культуру как фрагмент социального бытия с точки зрения ее функционирования в системе общественных знаний
Культурная антропология (др.-греч. ἄνθρωπος – человек) Изучает поведение человека, его менталитет, т. е. изучает человека под углом зрения созданной им культуры; исследует этническую культуру, в том числе развитие этносов с точки зрения формируемых ими культурных продуктов
Философия культуры (др.-греч. φιλοσοφία дословно: любовь к мудрости) Решает методологические и мировоззренческие задачи культурологии: анализирует природу и значение культуры, обосновывает предпосылки, на которых должно строиться научное исследование культуры, для оценки позитивных и негативных моментов в развитии культуры, для формирования идеалов, на которые должно ориентироваться культурное развитие общества и личности, для определения путей и способов движения к этим идеалам

Окончание табл. 1

Этнология (греч. θνος – народ + логос – учение, наука) Изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы этногенеза (происхождения народа), этногеографии (расселения) и культурно-исторических взаимоотношений народов
Психология культуры (греч. ψυχή – душа) Изучает психологические аспекты культурной деятельности (например, психологию творчества, психологию художественного восприятия)
Филология (др.-греч. фιλολογία – любовь к слову) Изучает язык как элемент культуры

Таким образом, одни ученые считают главным в культуре язык, другие – мировоззрение, третьи – художественные произведения и памятники культуры, четвертые – традиции и обычаи народа. В силу этого возникла необходимость в каком-то обобщающем знании, необходимость в синтезе разрозненных представлений и теорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: