Культурология (лат. cultura – возделывание, земледелие, воспитание, почитание + др. греч. λόγος – учение) – это социогуманитарная наука о наиболее общих законах развития и функционирования культуры, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе, изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия.
По мнению большинства исследователей, в качестве самостоятельной дисциплины культурология развивается, начиная с XX в., и до сих пор эта наука находится в стадии становления.
«Отцом» культурологии является американский этнолог, антрополог и культуролог Лесли Уайт (1900–1975). Именно он в ряде своих работ 30– 40-х гг. поставил задачу создать в XX в. некую метатеорию культуры и определил диапазон науки о культуре (в частности, в 1949 г. вышла его работа «Наука о культуре»).
В Россию термин «культурология» пришел с Запада, но интересно, что в зарубежной научной классификации науку под таким названием, с собственным статусом, предметом и объектом исследования, не выделяют: наука о культуре растворена в смежных науках о человеке и обществе (социологии, культурной антропологии и др.), выступая по мере необходимости как их составная часть.
|
|
В нашей стране эту дисциплину изучают в большинстве российских вузов с начала 90-х гг. ХХ в. В активе у российской культурологии имеется основательный теоретический задел, накопленный в 1970–1980-е гг.: труды М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева и др. В настоящее время издается огромное количество обстоятельной научно-исследовательской литературы по этой дисциплине, а также вузовские учебники по культурологии.
Культурология как наука, возникнув в XX в., опирается на достигнутые результаты в исследовании культуры предшествующих этапов.
Этапы становления культурологии как науки
Донаучный этап (до возникновения науки Нового времени). Содержит ранние стихийные догадки и представления о цикличности культурно-исторического процесса. На этом этапе используются идея культуры и представления о культуре, формирующиеся на ее основе и в результате эмпирических исследований.
Научно-исторический этап (до середины XIX в.). На этом этапе еще нет четкого разграничения между развитием истории и культуры. Характерно стремление понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития, найти общее основание истории.
Научно-философский этап включает философское осмысление культурного развития человечества на основе анализа, выделения основных черт, характеристик, закономерностей, проникновение в сущность культуры с помощью мышления.
|
|
Дискуссия о предмете и месте культурологии
В системе научного знания
Несмотря на признание культурологии как науки, продолжается дискуссия о ее предмете и месте в системе научного знания. По мнению А. И. Кравченко, в дискуссии можно выделить две противоположные позиции[1]:
изоляционистская – у культурологии свой, не похожий на другие науки подход;
интегративистская – культурология – синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре.
В отечественной литературе мнение склоняется в пользу интеграционистского подхода к культурологии. Культурология понимается как синтетическая, интегративная наука, возникшая на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры и других социогуманитарных наук (табл. 1). Проблематика этих наук входит в предметное поле и культурологии.
Основные направления (разделы) культурологии
Таблица 1
Социология культуры (лат. socius – общественный; др.-греч. λόγος – наука) | Изучает особенности отношения к культуре различных слоев общества, культуру как фрагмент социального бытия с точки зрения ее функционирования в системе общественных знаний |
Культурная антропология (др.-греч. ἄνθρωπος – человек) | Изучает поведение человека, его менталитет, т. е. изучает человека под углом зрения созданной им культуры; исследует этническую культуру, в том числе развитие этносов с точки зрения формируемых ими культурных продуктов |
Философия культуры (др.-греч. φιλοσοφία дословно: любовь к мудрости) | Решает методологические и мировоззренческие задачи культурологии: анализирует природу и значение культуры, обосновывает предпосылки, на которых должно строиться научное исследование культуры, для оценки позитивных и негативных моментов в развитии культуры, для формирования идеалов, на которые должно ориентироваться культурное развитие общества и личности, для определения путей и способов движения к этим идеалам |
Окончание табл. 1 | |
Этнология (греч. θνος – народ + логос – учение, наука) | Изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы этногенеза (происхождения народа), этногеографии (расселения) и культурно-исторических взаимоотношений народов |
Психология культуры (греч. ψυχή – душа) | Изучает психологические аспекты культурной деятельности (например, психологию творчества, психологию художественного восприятия) |
Филология (др.-греч. фιλολογία – любовь к слову) | Изучает язык как элемент культуры |
Таким образом, одни ученые считают главным в культуре язык, другие – мировоззрение, третьи – художественные произведения и памятники культуры, четвертые – традиции и обычаи народа. В силу этого возникла необходимость в каком-то обобщающем знании, необходимость в синтезе разрозненных представлений и теорий.