Смысловые подходы к культуре

Смысл культуры русский мыслитель Н. Бердяев определял как борьбу вечности со временем. Культура борется со смертью, хотя бессильна победить ее реально, именно поэтому закономерностью культуры является увековечивание, непрерывность, преемственность.

Взаимопроникновение культуры и смысла позволяет утверждать, что культура – это смысл, понятый, прежде всего, как программа, ненаследуемая биологически и существующая в надличностном измерении. Это раскрывается в рассматриваемых далее теоретических положениях смысловых подходов к культуре (табл. 5).

Таблица 5

Творческий Культура – целенаправленное преобразование мира и духовно-телесное совершенствование человека
Религиозно-философский Культура – синтез высших духовных достижений человечества, проявление деятельностной любви к Богу; это способ преодолеть пустоту разрыва между Богом и человеком путем самосовершенстования, избавления от греховности, наполнения своей жизни моральными смыслами
Этнографический культура – совокупный опыт, сумма знаний, верований, обычаев, искусств, морали народов
Социологический Характеризует культуру как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей
Психологический Культура – это система норм, запретов, табу в сознании человека, определяющих его жизнь и отделяющих его от собственной животной природы
Нормативный Исходит из того, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей и обеспечивающие его интеграцию и стабильность

Окончание табл. 5

Идеалистический Культура как высшее проявление человеческого духа: «Реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств» (позиция немецкого философа М. Хайдеггера)
Идеационный Определяет культуру как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти (позиция русского социолога и культуролога П. Сорокина)
Этический Культура добровольное исполнение человеком его нравственных обязанностей; деятельность по гармонизации природной и духовной составляющих человека
Эстетический Культура – осуществление красоты и наполнение гармонией всех видов человеческой деятельности. Красота – источник культуры, функционирует в бесконечном множестве форм: симметричность, гармония, ритм, пропорциональность и т. д. История культуры, с этой точки зрения – путь возрастания культуры как вечное стремление людей к красоте

При всем многообразии характеристик культуры очевидна особая роль человека как создателя культуры: человек возделывает, совершенствует, взращивает и почитает, поклоняется. Отсюда вывод: культура неразрывно связана с человеком и без него не существует.

Следует отметить, что деятельность человека всегда опосредована значениями. Каждый элемент окружающей среды (природный и социальный) человек наделяет определенным смыслом. Так, возникая на материале природы, культурный мир приобретает новое качество, которым не обладает природный мир – смысл.

Проблема смысла культуры является одной из ключевых в современном культурологическом знании. Именно смыслогенез как свойство культуры, согласно утверждению В. Библера, делает ее сферой самодетерминации личности, так как только культура является смыслообразующим началом самого человеческого существования[5]. Откуда следует, что проблема смыслов культуры актуальна не только для науки, но и для индивидуального самосознания.

Смысл раскрывается в процессе познания трех взаимосвязанных составляющих: генерации (возникновения), функционирования и интерпретации.

Морфология культуры

Под морфологией (строением) культуры понимаются устойчивые элементы культурной системы (универсалии, ценности, образцы, нормы, институты, группы, статусы и т. п.), находящиеся в определенном соотношении и взаимодействии между собой, которые обеспечивают стабильность, воспроизводство и возможность трансляции культурного опыта культурной системы.

Сложнейшая многоуровневая система культуры может быть структурирована по следующим основаниям.

Материальная культура – совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая физические объекты, созданные человеком, и природные объекты, используемые человеком; совокупность материальных ценностей; культура производства материальных благ, культура быта, культура топоса (места жительства); культура отношения к собственному телу и т. п. Таким образом, материальной культурой является все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обитания, к удовлетворению его потребностей для дальнейшего существования – это техническая и технологическая стороны жизнедеятельности.

Социальная культура – отношение людей друг к другу, система их статусов, ролей и социальных институтов, деятельность по их созданию, распространению, сохранению и развитию – это образ действий, характерный для каждого человека, социальной общности, общества как системы, проникающей во все сферы и виды человеческой жизнедеятельности. Именно взаимодействие людей посредством деятельности и символизма (информирование словом, знаком, символом) осуществляет взаимосвязь, взаимозависимость материальной и духовной культур.

Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества; включает в себя идеи, установки, ценности и ориентирующиеся на них способы поведения людей; виды и формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности; виды, формы познания; культурные институты (образования, воспитания, учреждения культуры). Духовная культура характеризует уровень, глубину познания природы, общества, человека.

К основным формам духовной культуры относятся: мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, наука, философия, экономика и т. д.

Начальное развитие культуры шло от слитных, нерасчлененных форм к специализированным сферам. Рассмотрим этот процесс на примере так называемой духовной культуры – представлений о мире и символьной деятельности.

На ранних стадиях человеческой истории универсальная роль принадлежала мифу. Это понятие в буквальном переводе с древнегреческого означает «рассказ», но значение этого слова в описании ранних культур значительно шире.

Прежде всего, миф – это способ понимания мира, а в определенной мере и способ воздействия на мир. Миф мог возникать и быть представленным в речевой форме, в жестах, танцах, изображениях. Использовались все возможные формы передачи впечатлений. В первобытных и древних обществах миф выполнял целый ряд функций.

Мифы служили для объяснения явлений природы и человеческой жизни. Так, миф о Прометее объяснял происхождение огня. Объясняя, миф удовлетворял человеческую любознательность, транслировал социальный опыт, предупреждал и развлекал. Несложно заметить, что перечисленные функции в современной культуре выполняют наука, образование, право и искусство. Выполняемые ими задачи не были разделены на ранних этапах человеческой истории. Слитное, нераздельное существование культуры носит название синкретизма.

Мифы использовались не только с целью дать объяснение, но с их помощью люди стремились воздействовать на мир. Например, периодическое повторение мифа о возникновении огня позволяло сохранять огонь. Чтобы он горел, нужно было не только подбрасывать дрова, но и определенными словами вызывать огонь к жизни. К кому обращались эти рассказы? К миру, к Вселенной, которую наделяли человеческими свойствами, в частности, способностью понимать слова, понимать знаки. Собственным свойством человек наделял окружающее пространство.

Итак, в ранних культурах миф отражал слитное (синкретическое) сознание. Постепенно разные области осмысления мира разошлись.

Современная культура неразрывно связана с мифологией. И не только потому, что на основании мифа выросли многие сферы современной цивилизации. В широком понимании миф – версия, интерпретация действительности. А чем больше данных накапливает наука (научная информация вырастает вдвое каждые пять лет), чем больше каналов информации становится доступно широкому потребителю, тем больше версий стучится в наше сознание. Задача различить достоверное и недостоверное, истинные заблуждения и намеренную ложь становится практически нереальной, если дело не касается узкой профессиональной области потребителя информации. Современный человек оказывается окружен мифами в значительно большей мере, чем его далекий предок.

Помимо уже перечисленных сфер культуры, восходящих к синкретическим формам древности, можно назвать и другие особые области, выделившиеся на тех или иных этапах человеческой истории: искусство, мораль, религию, философию, спорт.

Искусство – форма культуры, возникшая в первобытности и отражающая жизнь в художественных образах (табл. 6).

Таблица 6

Виды искусства

Пространственные Временные Пространственно-временные
Скульптура (монументальная, станковая, декоративная), живопись (фигуративная, нефигуративная), архитектура, прикладное искусство Литература, музыка   Танец, театр, кино: объединяют в себе свойства пространственных и временных форм (синтетические формы искусства)

Мораль – форма культуры, в основе которой представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, о запретах на плохие поступки и действия людей. Первые моральные запреты – табу – возникли уже в первобытной культуре.

Религия – форма духовной культуры. Это – мировоззрение и поведение, которые определяются верой в сверхъестественное.

Религии делятся (в зависимости от представлений людей о боге) на:

– монотеистические (иудаизм, христианство, ислам – вера в одного бога);

– языческие (политеизм – вера во многих богов, восточные культы);

– этические религии (философские учения, трансформировавшиеся в религию) – конфуцианство, даосизм, буддизм. Здесь идея божества находится на втором плане. Главную роль играют представления о единстве Вселенной. Человек должен следовать особым этическим идеалам, чтобы не нарушить мировой гармонии.

По степени распространенности выделяют:

мировые религии (буддизм, христианство, ислам),

локальные религии (иудаизм, даосизм, индуизм и т. д.). Их влияние ограничено рамками определенного региона или народа.

Право – форма культуры, содержанием которой является деятельность государства по установлению законов (общеобязательных социальных норм). Право формируется вместе с государством и является признаком цивилизационного образа жизни людей.

Идеология – форма культуры, включающая систему жизненных, социокультурных, политических идей.

Наука – форма культуры, которая производит новые знания о мире и человеке.

Философия – форма культуры, которая формулирует обобщенную картину мира. Она возникла в середине 1 тыс. до н.э. в трех регионах мира: Элладе, Индии, Китае. Первые философы пытались открыть первоосновы жизни, одинаковые для всех народов.

Экономика (от греч. букв. – искусство ведения домашнего хозяйства) – форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение общественной жизни человека в результате активного воздействия человека на природу, ведения хозяйства определенными методами.

Функции культуры (табл. 7)

Таблица 7

Гуманистическая Человекотворческая
Гносеологическая Познавательная
Деятельностная Освоение и преобразование мира
Аксиологическая Определение и культивирование социальных ценностей
Аккумулятивная Накопление и сохранение информации
Коммеморативная Сохранение социальной памяти
Сигнификативная (знаковая) Придание значений, смыслов. Благодаря этой функции культура предстает как осмысленное представление о мире независимо от формы выражения
Коммуникативно-трансляционная Передача информации и социального опыта; связь между культурными формами, эпохами, социальными группами, индивидами
Регулятивная Определение и обеспечение соблюдения норм, табу
Рекреативная Восстанавливающая духовный и физический потенциал человека

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: