От каких факторов зависит полноценное формирование речи детей?

Хрычева Лилия ЗСДДС 22-18

Лекция 1. Детская речь как предмет научного изучения.

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Роль слуха и зрения в развитии речи детей

Контрольные вопросы:

Какую роль играют слух и зрение в развитии речи детей?

Роль слуха и зрения в развитии речи ребёнка.

Для развития речи ребёнка очень важным является его полноценный слух. Первая реакция на звук проявляется у ребёнка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями. Затем ребёнок начинает прислушиваться к голосу взрослых и реагировать на него. В дальнейшем развитии речи ребёнка большую роль начинает играть слух. Во втором полугодии ребёнок воспринимает определё нные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями: «тик-так», «дай- дай», «иди-иди» … В возрасте 7-9 месяцев малыш начинает подражать звукам речи окружающих. А к году у него появляются первые слова. Таким образом, при помощи слуха ребёнок воспринимает речь окружающих, подражает ей и контролирует своё произношение. Исследования учёных показали, что даже при относительно небольшом снижении слуха возникают затруднения в восприятии звуков. Такое понижение слуха, возникшее до начала процесса развития речи или в самом его начале, приводит к общему недоразвитию речи, т. е. нарушается произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй. У слабослышащих от рождения детей не развивается подражание речи окружающих. Лепет у них появляется так же, как и у нормально слышащих детей, но он не получает подкрепления со стороны слухового восприятия и постепенно угасает. В таких случаях речь без специального педагогического воздействия не развивается. Слух человека в процессе эволюции приобрё л особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). Этим он отличается от слуха животных. В раннем детстве фонематический слух ещё не сформирован, поэтому дети часто смешивают одну фонему с другой, плохо понимают речь. Обычно к 4 годам ребёнок овладевает умением различать на слух все фонемы родного языка.

Зрение также имеет существенное значение в развитии речи детей. Это подтверждается тем, что слабовидящие от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребёнок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, слышит звуки речи и пытается повторять их. Такая взаимосвязь зрения, слуха и артикуляционного аппарата постоянно развивается и укрепляется. Таким образом, у ребёнка формируется полноценная речь. И наоборот, нарушение одного из звеньев данной связи ведёт к стойким речевым нарушениям, которые преодолеваются впоследствии с большим трудом.

Признаки нарушения слуха и зрения

Будьте внимательны к развитию своего ребёнка! К врачу следует обратиться в том случае, если:

• К концу первого месяца ребёнок не следит взглядом за небольшими отклонениями луча карманного фонарика вправо – влево.

• К концу 2 месяца не прислушивается к звону колокольчика и не следит за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону

• К концу 3 месяца не ищет глазами, откуда звенит колокольчик

• К концу 5 месяца не прекращает плакать, когда слышит пение матери

• К концу 6 месяца уверенно не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля зрения

• К концу 7 месяца не может стучать кубиком по столу

• К концу 8 месяца не прислушивается к разговору взрослых

• К концу 9 месяца не может стучать кубиком о кубик

• К концу 10 месяца не сбрасывает игрушки со стола

• К концу 15 месяца не пытается отыскать игрушку, которую спрятали у него на глазах

• В 2 года не может отличить съедобное от несъедобного

• В 2 года и 8 месяцев не может выложить кубики в одну линию

От каких факторов зависит полноценное формирование речи детей?

1. Фактор положительных эмоций. Положительные эмоции способствуют активности ребенка в общении, тогда как в состоянии отрицательных эмоций он кричит, плачет, как бы возвращаясь в мир биологических проявлений. 

2. Фактор потребности в эмоциональном контакте с близким человеком. В развитии ребенка эмоции предшествуют интеллекту. Уже трехмесячный ребенок различает интонации голоса близкого человека. Оба фактора имеют социальные корни, это начальные виды контакта с людьми, которые окружают ребенка, формы невербального общения.

 3. Фактор физиологического развития органов речи: речевых центров мозга, памяти, органов говорения, аудирования, координационной системы. Физиологическая база речи пластична, легко адаптируется к условиям речевого развития, но эта гибкость и пластичность сохраняется только до семилетнего возраста. 

4. Фактор потребности в содержательном общении. У ребенка возникает потребность непосредственного общения, разговора, обмена мнениями, внешнего самовыражения в речи (эгоцентрическая речь). Это первые шаги формирования личности, начало процесса социализации: ребенок становится членом общества.

5. Фактор развития интеллекта. Начало формирования понятий как основной формы познания. Это проявляется в потребности и способности номинации и обобщения. Ребенок чувствует потребность назвать каждый предмет словом (потребность номинации). Затем название переносится на аналогичные или близкие предметы - происходит обобщение (би-би - это автомобиль, который движется, который стоит и колесо автомобиля).

 6. Фактор языковой (речевой) среды, в которой протекает процесс речевого развития. Ребенок усваивает язык той национальности, среди представителей которой воспитывается. Очень важно, чтобы речевая среда, в которой живет и формируется ребенок как языковая личность, была правильной, культурной.

 7. Фактор речевой активности. Ребенку необходимо большая, разнообразная, инициативная, постоянная практика речи. 

8. Фактор изучения языковой теории. Этот фактор связан со школой. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми основными языковыми понятиями (слово, слог, предложение, звук, звуковой состав слова), у них формируется элементарное осознание языковых явлений. Это способствует развитию умения произвольно строить свою речь.

Различают психологическую и лингвистическую периодизации речевого развития. Психологическая периодизация включает социальный фон процесса речевого развития (ведущий вид деятельности, форма общения и т.п.), но не фиксирует появление в речи конкретных языковых форм (частей речи, видов предложений и т.п.). В психологической периодизации выделяются младенческий возраст (до 1 года); ранний возраст - преддошкольный (1 - 3 г.), дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет); младший школьный возраст (6-7 - 10-11 лет); средний школьный возраст (11 - 15 лет); старший школьный возраст - юность (15 - 18 лет.); зрелость (от 18 лет и выше). 

Лингвистическая периодизация в меньшей степени связана с социальной жизнью, но конкретизирует вхождение в речевую деятельность все новых средств и структур языка, других знаковых систем. Первым лингвистическую периодизацию речевого развития ребенка разработал А.Н. Гвоздев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: