Исполняется песня «Встаньте дети, встаньте в круг»

Игра с парашютом «Нам не страшен даже дождь» (родители держат парашют и дети тоже. Идут под музыку по кругу. Как только услышат слово дождь под парашют прячутся девочки, а потом мальчики. И родители тоже.)

 

Заключение

У дружбы не только множество определений, но и каждый человек может понимать её по-своему. Дружбу действительно можно назвать высшей формой общения между людьми. Потому что она сильнее и крепче любви, и потому что она иногда сильнее даже родственных уз, ведь родственников не выбирают, а друзей выбираем мы сами.

Как только мы осознаем важность дружеских отношений, слово «друг» приобретает иной смысл, значение и глубину. Если жизнь - лотерея, то истинный друг - огромный приз.

Проблема формирования представлений о дружбе среди детей остается актуальной и в наши дни. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Вопросам формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста уделяли внимание как отечественные, так и зарубежные педагоги: Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Т. А. Маркова, В. П. Залогина, А. П. Усова и др. Результаты исследований показывают, что в дошкольном возрасте происходит дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие - не пользуются особой популярностью либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, как происходят выборы в группе, имеет исключительное значение.

Переломным моментом является возраст пяти лет. Дети пятого года жизни уже не только имеют друзей, но и могут мотивировать выбор друга. Правда, они отмечают не личные качества, привлекательные для них, а лишь внешние проявления. Это объясняется неумением ребенка анализировать собственные чувства. Это сенситивный период формирования нравственной самооценки, нравственного самосознания. Конфликт между осознанием и оценкой своих эгоистических действий, как недолжных, и желанием быть, как взрослый, который выступает для ребенка воплощением добра, достигает своей кульминационной точки, и итогом этого противоречия и является возникновение у ребенка элементов нравственной самооценки и основанного на этом мотиве нравственно-бескорыстного поведения.

В старшей группе начинается работа по ознакомлению детей с Декларацией прав ребенка. Прежде чем детям расскажут об этом документе, они могут и должны учиться соблюдать права друг друга, жить в группе со своим справедливым «законом», который «установят» сами. С этой целью воспитатель проводит ряд этических бесед, в процессе которых обсуждаются правила поведения и взаимоотношений. Воспитатель подчеркивает гуманность устанавливаемых детьми правил (не обижать слабых, помогать друг другу, не жадничать и др.). Следует обучать детей конкретным способам поведения и выражения отношений и чувств, учить сдерживать свои чувства, если они могут быть обидны или неприятны для окружающих.

Для большинства дошкольников характерна позитивная оценка себя и позитивный образ себя. И дети не желают утрачивать этот образ.

Большинство дошкольников к пяти годам отчетливо знают, что хорошо, что плохо во взаимоотношениях, т. е. у них есть знания норм поведения.

В ситуации, когда педагог не занимается проблемами взаимоотношений, либо делает это неумело, у большинства детей до шести лет вербальное поведение расходится с реальным. В этой же ситуации большинство детей до шести лет отличаются ситуативностью, вариативностью поведения в одних и тех же случаях.

Переход к соблюдению норм поведения происходит не постепенно, а всегда в форме качественного скачка от систематического нарушения к устойчивому соблюдению норм поведения.

Детские взаимоотношения отличает высокая эмоциональность, преобладание инициативных действий над ответными, характер взаимоотношений развивается от конфликтного, когда основная потребность выделиться и утвердиться, до дружеского, когда потребность во взаимодействии начинает превалировать над потребностью самоутвердиться. Детские общности дифференцированы, в них можно встретить детей с разными статусами, при этом на активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверстников положительно влияет успешность в деятельности, способность конструктивно общаться, наличие дружелюбия.

На стыке среднего и старшего дошкольных возрастов происходит значительная перестройка дружеских отношений. Дети уже пытаются объяснить само понятие «дружба». Они придают большое значение нравственным качествам сверстников, проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Дети начинают оценивать поступки друг друга, пытаются даже разобраться в их мотивах. Если четырех - пятилетние дети охотно вслед за взрослым осуждают действия сверстника, то шестилетние, напротив, могут объединяться с товарищем в своем «противостоянии» взрослому. Все это может свидетельствовать о том, что действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка.

Также к шести годам у многих детей возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-либо или уступить. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Все это может свидетельствовать о том, что сверстник становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и предметов.

Даже к старшей ступени дошкольного возраста отношения между 2-3-детьми, носящие признаки дружбы, характеризуются главным образом как личные отношения. Появляются и более крупные детские объединения в 5-6 человек (устойчивые и меняющиеся, которые под влиянием общих воспитательных требований постепенно приобретают общественную, коллективную направленность. Дружеские взаимоотношения детей 6-7 лет имеют определенную форму общения, имеющую моральную направленность. Это общение регулируется доступными для ребенка нормами, правилами поведения. Дружеские взаимоотношения являются обязательной формой общения детей в складывающемся коллективе дошкольников, они проявляются в их поведении и, прежде всего, в различной деятельности, в основе которой лежат нравственно направленные мотивы. Эти отношения характеризуются содержательными взаимосвязями между отдельными детьми (избирательная дружба, а также между всеми детьми группы. При наличии дружелюбия в детских отношениях наиболее успешно развивается такая деятельность, в которой выражены элементы общественных устремлений 67-летних детей, например, сообща (небольшой группкой, всем вместе) выполнить намеченную задачу, имеющую значение для отдельных детей, для всей группы. В свою очередь дружная, слаженная работа, игра положительно влияют на дальнейшее развитие дружеских связей между детьми.

Все чаще наряду с игрой, большое значение начинают приобретать личные достоинства сверстников, их умения, способности, знания.

Исследователями обнаружено, что девочки в меньшей степени, чем мальчики, склонны проявлять гуманные отношения к сверстнице в различных ситуациях, в совместной деятельности. У девочек, чаще, чем у мальчиков расходятся вербальное и реальное поведения в ситуации совместной деятельности (говорят одно, а делают другое).

Мальчики больше ориентируются на группу сверстников, т. е. мнение, оценка сверстников для них более значимы, чем мнение и оценка взрослого.

Девочки же больше ориентируются на взрослых, на их мнение и оценку, хотят соответствовать эталону, который задает взрослый.

Дети старшего дошкольного возраста придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются даже разобраться в мотивах дружбы. Старшие дошкольники проявляют постоянство, привязанность в дружбе. Они стремятся быть вместе в играх, на празднике и т. д., то есть испытывают потребность в постоянном общении и совместной деятельности. В исследовании Т. А. Марковой, изучавшей феномен дружбы у старших дошкольников, отмечается: «Старшие дошкольники ценят и берегут дружбу. Они готовы защищать свои отношения и друзей и их поступки, результаты деятельности считать лучшими, даже вопреки справедливости (рисунок друга - самый лучший)». В этом возрасте дети дружат по 3-4 человека, реже по двое.

Устойчивый характер подобные отношения приобретают на седьмом году жизни ребенка, что имеет немаловажное значение для его подготовки к школе. Именно в условиях взаимоотношений со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения. Так, Е. О. Смирнова и Т. В. Лаврентьева отмечают, что к шести-семи годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи, эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника.

Однако нередко наблюдаются и такие случаи, когда, например, шестилетний мальчик отбирает у одного из товарищей привлекательную игрушку, чтобы передать её своему другу. Девочка того же возраста в игре «Кошки-мышки» пропускает в круг «кошку» - свою подружку. Проявляя заботу о друге, дети совершенно не думают об остальных товарищах по группе, т. е. их дружба не имеет той моральной основы, которая предусматривается спецификой общественных отношений. Формирование именно такой основы и должно закладываться воспитателем в дошкольные годы.

Необходимо также развивать у детей желание и умение самостоятельно объединяться для совместной игры, проявляя дружелюбие, справедливость; воспитывать коллективизм, основанный на гуманных дружеских чувствах и доброжелательные, товарищеские отношения между детьми перерастают в дружеские отношения, которые носят более интимный, избирательный характер, охватывают более ограниченный круг детей - 2-4 человека.

Иногда поводом для сближения детей являются внешние обстоятельства (живут в одном доме, сидят за одним столом и т. п.). Эти отношения приобретают более глубокий и устойчивый характер в совместной деятельности: появляются привязанность, чувство симпатии и тяготения друг к другу, стремление сделать приятное другу, готовность помочь, защитить, поделиться сокровенным, желанным, иногда даже в ущерб личным интересам.

Изучение трудов психологов Д. П. Лаврентьевой, М. И. Лисиной, Л. П. Почевериной, Е. В. Субботского и т. д. по проблемам взаимоотношений дошкольников в коллективе показывают, что между детьми существуют сложные отношения, которые несут на себе отпечаток реальных социальных отношений, имеющих место во «взрослом обществе».

Если взрослый реализует по отношению к детям альтруистический стиль общения (ценностное отношение к себе и к другому человеку, то между детьми складываются подлинно-гуманные, нравственно-бескорыстные отношения. Нравственная самооценка ребенка становится регулятором его взаимоотношений с другими людьми.

Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность пойти на помощь друг другу. «Если товарищу трудно – помоги ему». «Если тебе трудно – обратись за помощью». Взрослым необходимо сформировать у детей понятия «друг», «дружба», учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Успешность такой сферы воспитательной деятельности зависти от того, насколько взрослые понимают роль дружбы, вникают в ее мотивы, способствуют сплочению детей. Актуальность проблемы дружеских взаимоотношений между детьми объясняется тем, что не все дети понимают значимость и ценность дружбы, а ее значение для формирования личности очень велико.

Задача педагога – формировать представления у детей о дружбе, сохранять дружеские объединения, способствовать, чтобы дружба была благотворна для каждого ее члена, но и не допускать изолированности от всей группы.

Потребность ребенка в общении позволяет педагогам реализовать различные задачи, в частности нравственного воспитания, формирования общественных качеств личности. Ориентируясь на эти задачи, воспитатель поощряет избирательную детскую дружбу и вместе с тем воспитывает такие взаимоотношения, которые не замыкаются интересами только двух-трех дружащих между собой ребят, а имеют большое значение для развития товарищеских отношений всех воспитанников группы. При таком подходе дружеские проявления дошкольников приобретают по настоящему гуманную направленность, способствуют их сплоченности.

 

Список использованной литературы

 

1. Бабаева Т. И. Римашевская Л. С. Разнополая дружба: учеб,- метод, пособие. — Санкт-Петербург.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015. — 224 с.

2. Карпухина Г. А., Иванова А. И. Человек как предмет познания - Статья от 06.10.2017.

3. Кон И. С. Социальная психология [Текст]/ Кон И. С. - Москва.: Политиздат, 2014. - 430 с.

4. Мотоева Л. Л. Статья на тему дружба для детей [Текст]/ Мотоева Л. Л. дата публикации 14.09.2014.

5. Турченко В. И. Дошкольная педагогика. Москва.: Издательство «МПСИ», 2013. - 256 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: