Виды семинарских занятий

 

В зависимости от задач и содержания семинарских занятий их можно классифицировать как:

Ÿ просеминары;

Ÿ традиционные (тематические) семинары;

Ÿ суммирующие семинары (повторения и систематизации знаний, межпредметные семинары и др.);

Ÿ спецсеминары.

Просеминары проводится со студентами-первокурсниками с целью их адаптации к лекционно-семинарской формы обучения в вузах. Главной задачей просеминарских занятий является формирование у студентов умений работы с учебниками, первоисточниками, выполнять реферативные исследования, готовить тезисы, доклады и научные выступления. Таким образом, просеминары являются своеобразными практикумами для подготовки первокурсников к учебно-познавательной деятельности на лекциях, в процессе практических занятий и самостоятельной работы.

При подготовке к первым семинарам преподавателю желательно продемонстрировать первокурсникам виды записей, использование которых поможет им принимать участие в обсуждении конкретных проблемных вопросов:

- выписки, цитаты – дословные, точные записи конкретного текста с ссылкой на источник информации и его автора;

- план выступления – совокупность четко сформулированных, последовательно изложенных мыслей, которые отражают основное содержание прочитанного;

- тезисы – основные положения текста без дополнительных объяснений;

- конспек т – короткое последовательное изложение информации из первоисточника;

- для оперативного использования студентам можно рекомендовать накапливать информацию на специальных карточках-листах плотной бумаги небольшого формата.

Как разновидность просеминары можно иногда использовать семинар – комментированное чтение. Такой семинар эффективен, когда студентам демонстрируют методику обработки определенной научной работы (монографии, научной статьи, дипломной работы или курсового исследования). Основная задача комментируемого чтения состоит в формировании у студентов умения анализировать и правильно толковать научный текст Такие семинары эффективны и на младших курсах.

На первых просеминарах студентам следует предложить рекомендации, которые оптимизируют их самостоятельную работу и повысят эффективность интеллектуального труда.

Тематические семинары имеют следующие разновидности:

Ÿ семинар-беседа (обсуждение заранее подготовленных студентами докладов, рефератов, творческих работ);

Ÿ семинар-дискуссия;

Ÿ семинар-конференция;

Ÿ семинар-круглый стол;

Ÿ семинар-симпозиум и др.

На семинарах-беседах студентам следует предлагать вопросы, носящие проблемный характер и требующие творческого, продуктивного мышления. Например: «Как Вы считаете, почему?», «Аргументируйте свою точку зрения», «Сравните научные факты и жизненные представления о…», «Чем можно объяснить, что …?», и т.п.

В процессе семинара-дискуссии, семинара-круглого стола, семинара-конференции, семинара-симпозиума и т.д. следует стимулировать к обсуждению несущие элементы интерактивного обучения, студентов, к дебатам. Такой подход приучает студентов самостоятельно мыслить, способствует развитию аналитических навыков, умений защиты собственной точки зрения, взвешенной аргументации, уважению к мнению других.

На старших курсах студентов привлекают к участию в спецсеминарах, специально организованных для общения начинающих исследователей с ведущими специалистами в определенной научной отрасли или профессиональной сфере. Спецсеминар чаще приобретает характер привлечения студентов к научной школе, приучает студентов к научно-профессиональному творчеству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: