Основные критерии оценивания качества семинара

Студенту магистратуры, молодому преподавателю следует знать основные критерии оценки качества семинарского занятия, в частности:

v целеустремленность – четкое и аргументированное выдвижение научной проблемы, попытка соединить теоретический материал по его практическому использованию в будущей профессиональной деятельности;

v планирование – выделение и сообщения студентам главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы;

v организация семинара – умение начинать и поддерживать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов студентов; оптимальная информативность и наполненность учебного времени обсуждением проблем;

v стиль проведения семинара – оживленный, с постановкой актуальных вопросов, наличие элементов дискуссии, или вялый, не вызывает интереса;

v отношение преподавателя к студентам – уважительное, уравновешенное, толерантное, справедливо требовательное или безразличное;

v отношение студентов к занятию – заинтересованное или равнодушное, конструктивно критическое или отрицательное;

v качество управления группой – преподаватель быстро устанавливает контакт с участниками семинара, уверенно и свободно держится. Взаимодействие с группой носит педагогически целесообразный характер и охватывает всех студентов или, наоборот, преподаватель делает много замечаний, разговаривает на повышенных тонах, опирается в работе на нескольких студентов, а другие остаются пассивными;

v комментарии и выводы преподавателя – квалифицированные, доказательные, убедительные, или, наоборот, неквалифицированные, несущественные, не содержат в себе содержательных рекомендаций, качество оценки учебно-познавательной деятельности студентов;

v качество организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов и определения темы следующего занятия и рекомендации по подготовке, изучение основных и дополнительных источников, Интернет-ресурсов и т.п.

Знания студентов, обнаруженные на семинарах и других практических занятиях, должны комментировать и обязательно оцениваться Оценки заносятся в журнал и учитываются при выставлении итоговой оценки по учебной дисциплине.

 

Факультативы, спецкурсы и спецсеминары как формы организации обучения в вузе

 

Внедрение в высшем учебном заведении факультативов и спецкурсов способствует активности студентов в учебном процессе, стимулирует их к научному исследованию, к длительной самостоятельной работе по изучению определенной проблемы. Эти формы организации обучения повышают эффективность учебной деятельности студентов путем индивидуализации.

Факультатив

Факультатив (франц. facultatif – необязательный, от лат. facultas – возможность, способность) – учебный предмет, курс, который студенты вуза изучают по желанию с целью углубления и расширения научных и прикладных знаний.

Факультативные занятия способствуют развитию творчества, способностей, талантов студентов, поскольку они выбирают факультативы в соответствии со своими желаниями, склонностями, интересами.

Организация факультативного занятия предусматривает широкую вариативность в зависимости от конкретных педагогических условий, содержания курса, состава группы, личности руководителя.

Осуществление основных функций факультативных курсов возможно лишь при учете определенных принципов.

1 Принцип демократизма. Он предусматривает гуманизацию образования, направленность его на свободу и независимость личности, ее право на выбор направления своих профессиональных поисков. На факультативных занятиях студент имеет больше возможностей, чувствует себя раскованней, осознает себя как будущего специалиста, личность, с которой считаются и которую уважают. Этот принцип допускает выбор студентом факультативов, а также предложение своего факультатива. Можно организовать межфакультетские группы. Преподаватель должен учитывать пожелания студентов о времени проведения занятий.

Демократизм также предусматривает объяснение студентам особенностей обучения, условий труда, важности самостоятельной деятельности, раскрытия цели обучения, совместное планирование деятельности, введение свободного посещения занятий (состояние посещения является показателем популярности и эффективности факультатива), совместную коррекцию содержания факультатива, отказ от проверки, контроля и оценки (его осуществляют только по желанию студентов для проверки их достижений), отсутствие одного для всех домашнего задания. На занятии должна господствовать атмосфера сотворчества, доверия, свободного выражения мнений и предположений.

2 Принцип расширения сферы общения. Новый коллектив и необычные виды деятельности расширяют возможности общения студентов, устанавливают новый статус каждого них (не признанные группой студенты могут творчески себя проявить и стать авторитетами), корректируют его самооценку (каждый студент может высказывать замечания и советы другим, анализируя работу коллег) под влиянием различных внешних оценок. Преподаватель должен учитывать научные положения о средствах и психологические механизмы общения, использовать различные формы общения, влияния на интеллектуальные и эмоционально-волевые качества студентов. Общение должно способствовать дополнительному обмену сведениями, расширению кругозора, обогащению эмоционально-чувственной сферы при контакте с новыми интересными людьми.

Этот принцип также предполагает комплектование групп по интересам, а не по составу академической группы, разновозрастных и межфакультетских групп, изменение их состава в течение года, достигается набором нескольких краткосрочных курсов. Важно расширить круг общения студентов, благодаря приобщению к проведению факультатива интересных людей, представителей власти, организаторов производства, студентов других вузов или стран.

3 Принцип интенсивного стимулирования проявления личностного фактора преподавателя и студентов. Все участники занятия проявляют свой характер, талант и способности, желания и стремления, манеры и привычки, образ жизни, предпочтения, юмор, наблюдательность, мимику, пластичность, энергичность, мастерство оратора и ритора, умение рисовать, чертить схемы, эрудицию и интеллектуальные возможности. То есть личность проявляется в полной мере, студенты узнают преподавателя и одногруппников не только как коллег, но и как товарищей и друзей. Царит атмосфера доверия, естественности. От личности руководителя зависят содержание, формы, методы работы, самобытность педагогического процесса, а также его вариативность, что способствует всестороннему развитию студентов. Преподаватель проявляет свою личность и может быть примером для подражания среди студентов. Интересным для них будет вовлечение в занятие ученых, заинтересованных в области, которую изучают на факультативе: есть возможность основательно рассмотреть тему, увидеть и научиться проводить научный диспут. На факультативах должны преобладать практические занятия, где студенты могут непосредственно наблюдать за проведением опытов, делать соответствующие выводы. По гуманитарным дисциплинам целесообразны семинары, на которых происходит свободный обмен мнениями.

Состав факультатива формируется из студентов одной группы, параллельных групп, а по гуманитарным дисциплинам – из студентов разных курсов и факультетов.

Самые распространенные в высших учебных заведениях четыре типа факультативных курсов:

Ÿ курсы, углубляющие программный материал, который изучают на аудиторных занятиях;

Ÿ внепрограммные факультативные курсы;

Ÿ факультативы, ориентированные на практическое применение знаний;

Ÿ факультативы, имеющие межпредметный характер.

Для повышения самостоятельности студентов в высших учебных заведениях используют несколько форм организации работы факультативов:

1) содержит вводный инструктаж преподавателя: как изучать факультатив и пользоваться пособием; предусматривает вполне самостоятельное овладение студентом знаниями, определенными факультативом; выполнение всех практических работ с последующим итоговым контролем со стороны преподавателя;

2) предусматривает вводный инструктаж. Отличается от первого варианта низким уровнем самостоятельности студентов. Самостоятельно изучая материал факультативного курса, студент при необходимости консультируется с преподавателем, а практические работы выполняет под его руководством; завершается итоговым контролем, который осуществляет преподаватель с помощью тестов;

3) предусматривает инструктаж и обзорную характеристику содержания определенного раздела. Студент самостоятельно изучает его, при необходимости консультируется с преподавателем. Изучив раздел, студент проверяет себя с помощью стандартизированного контроля. Контроль со стороны преподавателя осуществляется в форме письменного зачета. Во время сдачи зачета студент получает рекомендации по изучению следующего раздела и т.д. Практические работы проводятся под руководством преподавателя. После завершения изучения курса преподаватель осуществляет заключительный контроль, используя тесты;

4) преподаватель лаконично излагает тему, а студент самостоятельно изучает ее, при необходимости обращаясь за разъяснениями к преподавателю. После изучения каждой темы студент контролирует себя с помощью стандартизированных тестов; практические занятия выполняет под руководством преподавателя;

5) весь материал факультатива преподаватель вместе со студентом последовательно рассматривают на занятиях. Студенты консультируются с преподавателем. В процессе усвоения содержания факультативного курса преподаватель приступает к систематическому, тематическому и завершающему контролю.

Выбор варианта проведения факультатива зависит от уровня самостоятельности, творчества, способностей студентов группы, а также материальной базы.

 

Спецкурс

 

Важной формой обучения в высшем учебном заведении, в которую вовлекаются студенты старших курсов, является спецкурс.

Спецкурскурс, который изучают студенты на старших курсах с целью овладения узкоспециализированными, новейшими знаниями из определенной науки и формирования актуальных для определенной специализации умений, навыков и компетенций.

Его руководитель должен быть высококвалифицированным специалистом в определенной области, иметь достаточное количество научных трудов по проблемам спецкурса, который читает.

Важна роль вступительной лекции к спецкурсу. В ней не только рассматривают цели и задачи, но и дают обзор литературы по основной проблематике спецкурса, характеристику основных направлений, школ, концепций, определяющих его научное и учебное значение.

Во время преподавания материала спецкурса освещают новейшие достижения и актуальные задачи определенной науки. Подробно и глубоко раскрывают те разделы и вопросы, которые имеют наибольший научный интерес и являются актуальными или слабо освещены в научной литературе, а также те, которые особенно сложны для студентов. Спецкурс освещает не только прошлое, но и перспективы развития науки, указывает и характеризует ее нерешенные проблемы. Важна связь спецкурса с общим курсом, а также со смежными дисциплинами.

На спецкурсе преподаватель, опираясь на собственный опыт и наработки в данной научной отрасли, должен охарактеризовать процесс научного исследования, ввести студентов в свою творческую лабораторию, раскрыть методику научной работы, проблемы информационного поиска, технику научного исследования. Именно на спецкурсе, как правило, студентам прививается вкус к научной работе, стремление активно участвовать в научной деятельности кафедры.

Руководитель спецкурса должен учитывать предыдущую теоретическую и практическую подготовку студентов, поскольку спецкурсы проводят преимущественно на старших курсах. Это облегчает задачу педагога, который может успешно опираться на ранее усвоенные студентами знания при рассмотрении отдельных проблем спецкурса; таким образом можно сократить время на изучение уже известных легких вопросов и уделить больше внимания сложным.

Научный уровень спецкурса должен быть выше, чем общая и профессиональная подготовка аудитории. Высокий уровень лекций по спецкурсу достигается не только ее теоретическим и методологическим аспектом, но и внимательным подбором фактического материала, а также соответствующей структурой, четким определением спецкурса среди других дисциплин, в том числе других спецкурсов, стилем лекции и т.п.

 

Спецсеминар

 

Одной из самых активных форм освоения специальности является спецсеминар.

Спецсеминар – курс, изучается студентами на старших курсах в рамках узкой специализации и предусматривает овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации отрасли науки или практики.

Участвуя в работе спецсеминара, в коллективном обсуждении докладов, студенты под руководством преподавателя расширяют и углубляют свои знания по определенной научной проблеме, учатся делать научные доклады, выступать с рецензиями.

Спецсеминары проводят на старших курсах вуза. В их ведение привлекают известных ученых, а также специалистов – работников, предприятий, научных учреждений, других организаций. Спецсеминар, которым руководит ученый, авторитетный специалист, приобретает признаки научной школы, развивает у студентов мышление и творческие способности.

На вводном занятии преподаватель, как правило, делает обзор содержания семинара и тем студенческих научных работ. Распределяя темы докладов, он акцентирует внимание на проблематике спецсеминара, методике и технике работы над научным сообщением.

Готовясь к докладу, студенты должны ознакомиться со списком литературы по исследуемой проблеме с целью выяснения, в какой мере она изучена и освещена в научной литературе, какие источники существуют и т.п.

Система обсуждения доклада на спецсеминар может быть разной. Если с ней все знакомы, то можно начинать сразу же по обсуждению ее содержания. Большинство руководителей семинаров сначала заслушивает доклад (целиком или ее основное содержание), а затем предлагает студентам обсуждать ее.

В таких условиях студенты учатся воспринимать материал на слух. Следует выстраивать обсуждение так, чтобы выступили все студенты с вопросами или замечаниями. Они могут не только указывать на преимущества и недостатки доклада, но и развивать, расширять ее положение. Кроме того, целесообразно назначать одного-двух рецензентов. Эффективна практика письменных рецензий на доклад и зачитывания их после выступления докладчиков. Это заставляет рецензента серьезно подготовить рецензию.

Важной задачей спецсеминара является выработка у студентов умения объективно анализировать доклады и рецензии своих товарищей, индивидуально и коллективно обсуждать материал, дискутировать.

Все охарактеризованные формы организации обучения в высшем учебном заведении способствуют формированию у студентов самостоятельности, умение анализировать, обсуждать, развивают мышление и творческие способности. Эффективность занятия зависит от уровня компетентности преподавателей, уровня развития студентов, их интересов, потребностей и мотивов учения. Важно, чтобы их содержание соответствовало потребностям практики и достижениям современной науки.

 

Практические занятия

 

Одной из самых распространенных форм организации учебного процесса в высшей школе являются практические занятия (практикумы).

Практическое (греч. prakticos – деятельностные) занятие – форма учебного занятия, при которой преподаватель организует детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует индивидуальные умения и навыки их практического применения в соответствии со сформулированными задачами.

Часто практическими занятиями называют занятия по решению задач, а также выполнение расчетно-графических работ из специальных дисциплин.

Основными функциями практических занятий являются:

Ÿ углубление и уточнение знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы;

Ÿ формирование интеллектуальных умений и навыков планирования, анализа и обобщений, овладение действующей техникой, выработка навыков управления и ее использования;

Ÿ накопление первичного опыта организации производства и техники управления им;

Ÿ овладение начальными навыками руководства работниками на производстве;

Ÿ формирование умения анализировать и оценивать экологическую эффективность производства;

Ÿ овладение научным аппаратом работы с источниками;

Ÿ формирование умения делать экологические оценки и т.п.

Практические занятия проводятся в учебном заведении или в заведениях, где студенты проходят практику, и имеют целью научить их решать специфические задачи по специальности, а также в аудиториях или в учебных лабораториях, оснащенных необходимыми техническими средствами обучения, вычислительной техникой. На младших курсах практические занятия носят систематический характер и проводятся регулярно после лекции, логично продолжая начатую на лекциях работу. Однако на лекции возможно лишь в общих чертах показать подход к решению задачи, выполнение расчетов, конструирования объектов.

Полное раскрытие научно-теоретических принципов осуществляется на практических занятиях.

Практические занятия (в узком смысле) чаще всего применяют на первом и втором курсах, реже – на старших курсах, поскольку в них много школьных элементов, от чего высшая школа освобождает учебный процесс, внедряя формы учебной работы, которые требуют большей самостоятельности (проектирование, семинары исследовательского характера и т.д.).

Некоторые преподаватели высшей школы считают, что практические занятие не пополняют знаний студентов, а сосредоточены, прежде всего, на выработке определенных навыков, на овладении методикой работы. Однако опыт показывает, что правильно спланированные практические занятия имеют важное воспитательное и образовательное значение. Если преподаватель обладает широким научным кругозором, четко придерживается определенных научных принципов, способный заинтересовать студентов, раскрыть научное и практическое значение дисциплины, показать задачу и перспективы ее развития, то именно на практических занятиях происходит процесс формирования специалистов.

Количество студентов в группе на практическом занятии не должен превышать половины академической группы.

Практические работы, которые проводят в высшем учебном заведении, ученые разделяют на следующие группы.

Ознакомительные практические (лабораторные) работы – направлены на формирование умений и навыков пользования приборами, устройствами, необходимыми для выполнения различных видов практических работ.

Подтверждающие практические работы. Выполняя их, студент получает подтверждение правильности изложенных на лекциях теоретических знаний.

Частично-поисковые практические занятия. На таких занятиях студенты имеют больше возможностей для творческой работы. В методических указаниях к такой работе указано только цель, имеется лабораторное оборудование, порядок его работы, а также план исследований и ориентировочный перечень вопросов. Детализацию плана исследования и определение полного перечня вопросов, которые необходимо исследовать, выполняет сам студент.

Опытные практические работы. На таких работах студентам задают только цель исследования; все остальные этапы ее выполнения они планируют сами. Этот вид поручают бригадам под руководством студентов с ярко выраженными творческими способностями. При таком виде работы студенты тратят много времени на подготовку теоретических и экспериментальных исследований, что предусматривает соответствующее оценивание.

Практические занятия в значительной степени обеспечивают отработку умений и навыков принятия практических решений в реальных условиях производства, основанные на теоретической основе, развивают логическое мышление, умение анализировать явления, обобщать факты, способствуют регулярной и планомерной самостоятельной работе в процессе изучения определенного курса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: