Подготовка лабораторного занятия

Успех проведения конкретного лабораторного занятия зависит от его подготовки, которая включает: глубокое изучение студентами теоретического материала; подготовку необходимой учебно-материальной базы и документации (инструкций, учебных разработок и т.п.); подготовку преподавателя, обслуживающего персонала и студентов.

Подготовку к лабораторному занятию осуществляют в несколько этапов: предварительная подготовка, начало работы, ее выполнение, составление отчета и оценки работы преподавателем.

Предварительную подготовку к работе в лаборатории осуществляют в отведенное для самостоятельной работы время. Готовясь к ней, студент, прежде всего, должен осознать ее цель, усвоить теоретический материал, добиться четкого представления о физических и других процессах, на которых основывается работа приборов или установок.

В отведенное для самоподготовки время студент знакомится в лаборатории с оборудованием, правилами техники безопасности; особенно это касается работ с использованием электрических приборов, химических взрывчатых веществ. В лабораториях должно быть установлено дежурство лаборантов и преподавателей, которые могли бы дать исчерпывающую консультацию студентам при подготовке к лабораторной работе.

Успех лабораторного занятия в высшей школе зависит не только от материального его обеспечения, но и от организации и методики его проведения.

В высших учебных заведениях не существует единой методики организации и проведения лабораторных работ, каждый вуз рекомендует свои варианты инструкций, которые существенно различаются. Однако основные положения организации и методики проведения лабораторных работ в инструкциях совпадают, поскольку охватывают более или менее подробные теоретические сведения, определенное количество задач, рекомендации по последовательности и способов выполнения работы. Инструкция, как правило, содержит

Ÿ номер работы и ее название;

Ÿ цель работы;

Ÿ краткие теоретические сведения;

Ÿ описание установки и методику эксперимента;

Ÿ рабочее задание (план выполнения работы, методику математической обработки полученных данных);

Ÿ контрольные вопросы;

Ÿ список рекомендуемой литературы.

Цель работы формулируется лаконично, коротко, но достаточно полно отражает основной ее смысл. Предполагается, что цель работы будет достигнута тогда, когда студент изучит теорию, методику эксперимента, устройство и назначение приборов, научится наблюдать явления, измерения и правильно обрабатывать их результаты, делать необходимые выводы.

Краткое теоретическое вступление должно содержать сведения, необходимые для выполнения работы. При этом можно ссылаться и на курс лекций. Изучив теоретический материал, студент должен получить достаточный объем информации для выполнения лабораторной работы, даже если в лекционном курсе эти вопросы не освещены. Во введении студенты знакомятся с рабочей формулой работы, которая устанавливает связь искомой величины с измеряемыми.

При описании установки и методики эксперимента необходимо обосновать применение определенного лабораторного оборудования, кратко обрисовать схему лабораторного эксперимента и указать сведения о приборах, необходимых для выполнения работы. Если предлагаемая методика эксперимента не единственная, следует отметить возможные варианты, обратив внимание на преимущества и недостатки каждого из них.

В рабочем задании дается последовательность выполнения работы, указывается, какие таблицы необходимо заполнить и какие графики построить. Завершающий этап рабочего задания – интерпретация полученного результата.

Вопросы инструкции студент использует для самоконтроля и подготовки к зачету.

В большинстве инструкций к лабораторным работам, которые составляют и используют кафедры вузов, помещено много информации, представлены исчерпывающие указания по их выполнению и подробная последовательность операций и др. Это упрощает задачу студентам. Лишние табличные данные, помещенные в инструкциях, готовые параметры приборов и т.п. не способствуют повышению активизации работы студентов в лаборатории, творческому поиску решений решаемых задач, снижают учебную ценность лабораторных работ.

Во многих вузах в помощь студентам разрабатывают методические пособия (советы, инструкции) к каждой лабораторной работы. В этих пособиях, составленных на основе программ соответствующих курсов, предусмотрены самостоятельные наблюдения и проведение соответствующего эксперимента студентами. В них даны рекомендации по организации и методике проведения занятий, указаны пути выполнения поставленных задач лабораторной работы. После экспериментальной части работы студенты должны ответить на контрольные вопросы, которые преподаватель использует для оценки знаний и экспериментальных умений и навыков студента при зачете его работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: