Методика проведения практических занятий

Единой методики проведения практических занятий не существует, каждое учебное заведение использует собственные разработки. Однако основных положений придерживаются все. Проводят практическое занятие преимущественно в такой последовательности: вступительное слово преподавателя, объяснения непонятных студентам вопросов, запланированная практическая часть, завершающее слово преподавателя.

Для каждого занятия чрезвычайно важна вступительная часть. Чем она динамичнее, тем быстрее студенты настроятся на восприятие новой дисциплины и будут готовы к творческой работе. Важно напоминание основных требований, правил на занятии, объявления задания на следующее занятие с короткой аргументацией. Это следует делать с учетом того, что в начале занятия студенты внимательны и сконцентрированы.

Преподаватель напоминает студентам цели и задачи занятия, определяет формы работы, время на проведение отдельных видов деятельности, то есть предоставляет занятию конструктивно-прагматический характер, привлекает аудиторию.

Иногда практические занятия начинают с короткого обобщения главных научно-теоретических положений, которые должны служить исходным моментом в работе студентов. Чаще всего это делает преподаватель, поскольку определить самое важное, точно сформулировать научно-теоретические положения или охарактеризовать методы работы студенту не всегда удается. Однако иногда такое обобщение поручают делать студентам, заранее предупредив их об этом.

После обобщения преподаватель должен дать ответы на отдельные теоретические вопросы, возникшие у студентов в процессе подготовки к занятию. Важно, чтобы этот процесс не затянулся. Преподаватель в таком случае может также предложить студентам обратиться к учебнику, учебному пособию, перенести объяснения на консультацию. Действия преподавателя зависят от сложности вопроса, наличия литературы.

После освещения теории вопроса переходят к практическому занятию. Обычно по каждой теме лекционного курса на практические занятия выносят индивидуализированные темы комплексного характера, которые, с одной стороны, позволяют студенту шире применить полученные знания, а с другой – подготовиться к самостоятельному выполнению домашнего задания. Для преподавателя такие комплексные задачи служат способом проверки уровня усвоения учебного материала студентами.

Однако, индивидуализируя задачи, преподаватель должен установить определенный средний уровень, который бы соответствовал задачам высшей школы и непрерывно от занятия к занятию по мере педагогической целесообразности рос. При этом студент должен чувствовать шаг за шагом повышения уровня своей подготовки. Иначе практические занятия будут ему неинтересными. Индивидуализируя задачи, необходимо сохранять целостность системы практических занятий, их взаимосвязь и последовательность, рассматривать их как единое целое, подчиненное содержанию лекций. Каждое занятие должно представлять собой тематически завершенное звено учебной программы.

Несмотря на то, что подведение итогов занятия занимает 3-5 минут, преподаватель может заранее спланировать время на рассмотрение каждого вопроса, проблемных заданий, упражнений, ситуаций, то есть соблюдать регламент, что дисциплинирует студентов, приучает к экономии времени. Отсутствие регламента разрушает схему занятия, приводит к потере логики, взаимосвязей.

Практические занятия должны быть разнообразными. Если студенты поймут, что все их учебные возможности исчерпаны, то резко снизится уровень мотивации. Необходимо организовывать практические занятия так, чтобы студенты чувствовали рост сложности задач, порождало бы положительные эмоции от собственного успеха в обучении, способствовало бы творчеству и поискам.

Значение в процессе практических работ имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Студенты должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой потенциал. Поэтому при разработке задач и плана практического занятия следует учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта, не теряя самостоятельности и инициативы студентов.

В процессе подготовки и проведения практического занятия выделяют пять этапов.

На первом этапе преподаватель отвечает на вопросы, которые возникли у студентов в процессе выполнения их индивидуальных домашних заданий. Иногда на вопросы отвечают специально организованные группы студентов. Поэтому все студенты сдают свои домашние задания. Их проверку осуществляют следующим образом: вызванным к доске двух-трех студентов предлагают выписать из домашнего задания определенную решенную задачу или пример. Студент в течение 5-7 минут характеризует основные моменты. Это приучает студентов к четкости и последовательности ответа. Допущенные ошибки сразу же исправляют. Другие студенты в это время решают предложенные преподавателем новые задачи.

Второй этап – проверка теории. Студенты пишут небольшую контрольную работу продолжительностью 8-10 минут. Оценку ее объявляют на следующем занятии. Проводят также краткий теоретический опрос.

На третьем этапе преподаватель объявляет тему нового занятия, его цели и значение в курсе. Первая задача, которую решают по этой теме, является типичной и рассматривается в качестве примера. После анализа задачи к доске вызывают студентов. Цель этого этапа состоит в том, чтобы научить студентов математическим методам решения задач по теме, убедиться, что большинство студентов тему усвоили. Ответы студентов, которые работают у доски, следует оценивать.

Четвертый этап длится 2-4 минуты. Это объявление домашнего задания: тема практического занятия с детальным планом. Индивидуальное домашнее задание состоит из двух частей. Первая – задания по изученной теме, объем которых не превышает 70% от рассмотренных в аудитории. Вторая – проверка домашнего задания другого студента по предыдущей теме с целью повторения изученного.

Пятый этап является завершением практического занятия. На этом этапе преподаватель дает самостоятельную работу по изученной теме. При написании самостоятельной работы возможны беседы студентов между собой. Преподаватель выступает в роли консультанта.

Активность студентов на практических занятиях растет при условии, что их деятельность осуществляется в процессе поиска путей дополнительного усвоения теоретических знаний. У них формируются практические навыки и умения в области решения прикладных задач, построения схем, графиков, чертежей, выполнения расчетно-графических задач, закрепляются и совершенствуются уже имеющиеся умения, развивается способность самостоятельно использовать весь багаж знаний для совершенствования определенных действий и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: