Применение опережающих заданий

 

На современном этапе в организации самостоятельной работы студентов интересным является применение опережающих заданий, то есть задач, направленных на полное или частичное самостоятельное овладение материалом для его изучения по программе, а также на подготовку к его усвоению на занятии. Особенность их заключается в добровольности выбора и исполнения.

Различают следующие виды опережающих заданий:

а) по характеру учебно-познавательной деятельности:

- репродуктивные (предусматривают действия по готовым образцом, в типичной ситуации);

- частично-поисковые (требуют действий в подобной ситуации, по общему ориентиру, составленным полусамостоятельно);

- творческие (студент действует по самостоятельно составленному алгоритму в новой ситуации);

б) по времени выполнения:

- кратковременные (рассчитанные на 1-2 дня);

- средние по продолжительности (выполняются в течение 2 дней – 2 недель);

- долговременные (рассчитаны на выполнение в течение до 2 месяцев);

в) по объему:

- мелкие (требуют изучения отдельного вопроса темы);

- средние (связанные с рассмотрением нескольких взаимосвязанных вопросов или небольшой темы);

- крупные (охватывают большую тему, раздел, курс);

г) по приемам умственной деятельности:

- ориентированы на сравнение, классификацию, аналогию, определение главного, объяснение связей между причиной и следствиями, аргументацию, доказательство, обобщение и конкретизацию, оценку и т.п.

Опережающие задачи можно подбирать для индивидуальной и групповой работы.

Индивидуальные работы предусматривают учет реальных учебных возможностей студентов при постановке задачи. Они должны быть разными по сложности, объему, срокам исполнения, характеру учебно-познавательной деятельности, качеству и количеству источников для выполнения и т.п.

Групповые опережающие задачи должны быть общими для группы студентов (гомогенной или гетерогенной), но ориентированными на самостоятельную работу каждого, на основе чего осуществляется выполнение задачи в целом.

Опережающие задачи можно предлагать к лекциям (задачи, направленные на самостоятельное знакомство с новым материалом по учебнику, справочной литературе, на сбор фактического материала для дополнения), к семинарским занятиям (задачи, ориентированные на изучение первоисточников, составление плана диспута, вопросов для «мозгового штурма», беседы, проблемных вопросов, на составление плана семинарского занятия); к практическим занятиям (задачи, направленные на подготовку и проведение экскурсии, ролевых и деловых игр, отбор фактического материала, составление планов, программ и т.д.).

 

Структура самостоятельной работы студентов

 

Самостоятельную работу студента следует выстраивать с учетом ее цели и задачи. В ее структуре выделяют такие компоненты: ориентационно-мотивационный, инструктивно-установочный, процессуальный, коррекционный, контрольно оценочный.

Ориентационно-мотивационный компонент предусматривает работу, направленную на осознание студентами цели конкретной деятельности и ориентацию их на выполнение самостоятельной работы. Для формирования мотивационной основы учебной деятельности студентов используют проблемные вопросы и познавательные задачи, которые способствуют осознанию потребности в новых знаниях, а также профессионально ориентированные задачи, которые раскрывают роль и значение конкретного учебного материала в становлении профессионального мастерства студентов. Эта задача на выявление непосредственных связей конкретных тем учебных дисциплин с производством, подбор дополнительного материала по теме, касающейся будущей профессиональной деятельности, аннотирования новинок научной и профессиональной литературы.

Инструктивно-установочный компонент охватывает ознакомление студентов с особенностями работы с учебным материалом различных видов, определение конкретных задач, объема работы и т.п.

Процессуальный компонент связан с непосредственным выполнением студентами самостоятельной работы.

Коррекционный компонент предусматривает оказание помощи студентам в преодолении трудностей и исправлении ошибок.

Сущность контрольно-оценочного компонента заключается в осуществлении контроля процесса самостоятельной работы студентов: преподаватель анализирует характер, полноту, содержание, целесообразность выбора студентами способов деятельности и оценивает их. Оценивания сопровождается целевой установкой для обеспечения перехода студентов на более высокий уровень самостоятельной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: