Педагогическая деятельность преподавателя вуза

 

Педагогическая деятельность в вузе имеет чрезвычайно важное социальное значение, поскольку речь идет о формировании будущего специалиста, от уровня подготовленности которого в значительной степени зависит экономическое, политическое, социальное, культурное развитие общества.

Педагогическая деятельность в вузе – деятельность, направленная на подготовку высококвалифицированного специалиста, способного найти свое место на рынке труда, активно включиться в политическую, общественную, культурную и другие сферы жизни общества.

Объектом педагогического воздействия в вузе есть юноши и девушки с определенными задатками, потребностями, наклонностями, интересами, интеллектом, волей, чувствами. Этот ценный «материал» педагогического труда делает педагогическую деятельность особенно ответственной. Украинский педагог Василий Сухомлинский (1918-1970) говорил, что ни в одном виде деятельности ошибки и неудачи не приводят к таким тяжелым последствиям, как в педагогической.

Одной из особенностей педагогической деятельности является ее динамичность, обусловленная тем, что объект педагогического воздействия (студент) постоянно развивается, меняется. Задача преподавателя состоит, прежде всего, в своевременном выявлении этих изменений и в соответствующем реагировании на них.

Педагогическая деятельность предполагает непосредственные контакты со студентами. В процессе такого общения преподаватель влияет на них не только своими знаниями, но и эмоционально-волевыми качествами, мировоззрением.

Учитывая отношения со студентами выделяют следующие типы общения преподавателей со студентами:

1) примитивный – отношение к студенту основывается на примитивных правилах и реакциях поведения – амбициях, самодовольстве и т.п. Преподаватель демонстрирует свое превосходство. Студент для него является средством достижения цели;

2) манипулятивный – взаимоотношения преподавателя со студентом основываются на игре, обусловленной желанием любой ценой взять верх. Он применяет похвалу, лесть и др. Студент при этом является объектом манипуляции, он запуганный, инфантильный;

3) стандартизированный – в отношениях доминирует формальная структура общения. Наблюдается слабая ориентация на личность; преподаватель придерживается стандартов этикета, но такое поведение является поверхностным и, не касаясь личностного уровня, реализуется на уровне «масок». Студент испытывает безразличие преподавателя под «маской» и остается объектом манипуляций;

4) деловой – ориентируясь на дело, преподаватель учитывает личностные характеристики студента лишь в контексте эффективности деятельности. Он придерживается стандартов этикета, признает за студентом право на самостоятельность. Значимость студента для преподавателя зависит от вклада в совместную деятельность. В личной жизни студент остается одиноким;

5) личностный – общение основывается на глубокой заинтересованности студентом, признании самостоятельности его личности. Преподаватель любит студентов, вся его деятельность направлена на развитие их духовности; личное общение становится общением духовным. Студент доверяет преподавателю, который является для него авторитетом.

Отношение к студентам руководит организаторской деятельностью преподавателя, определяет общий стиль его общения, который может быть авторитарным, демократическим, либеральным.

Авторитарному стилю присущ диктат, который превращает одного из участников коммуникативного взаимодействия в пассивного исполнителя. Авторитарный преподаватель лично определяет направленность деятельности группы. Это тормозит инициативу, подавляет студентов. Основными формами взаимодействия при таком стиле общения есть приказ, указание, инструкция, выговор. Преподаватель нетерпим к возражениям. Все это порождает неблагоприятный психологический климат. Противодействия властному давлению преподавателя приведет к конфронтации.

Демократический стиль основан на глубоком уважении, доверии и ориентации на самоорганизацию, самоуправление личности и коллектива, призван довести цель деятельности в сознание каждого студента и привлечь всех к активному участию в общем деле. Основными средствами такого взаимодействия является поощрение, совет, информирование.

При либеральном стиле у преподавателя нет устойчивой педагогической позиции, что выражается в невмешательстве, низком уровне требований к воспитанию. Такой преподаватель ограничивается выполнением только преподавательской функции. Следствием такой позиции является потеря уважения, ухудшение успеваемости и дисциплины.

Наряду со стилями различают еще формы общения. Основной формой общения является общение на основании совместной творческой деятельности, главными при этом является активно-положительное отношение к студентам, любовь к делу, взаимопонимание. Общение-дистанция – форма общения, при которой педагоги и студенты ограничиваются формальными взаимоотношениями. Определенная дистанция между преподавателем и студентом необходима, но она не может быть главным критерием в отношениях. Общение-устрашение сочетает в себе негативное отношение к студентам и авторитетность в организации деятельности. Общение-заигрывание – форма общения, при которой позитивное отношение к студентам сочетается с либерализмом. Педагог стремится завоевать авторитет, хочет нравиться, но не пытается отыскать целесообразных способов организации взаимодействия, не гнушается дешевыми приемами. Это удовлетворяет честолюбие незрелого педагога, но не приносит должной пользы. В общем  продуктивной формой общения педагога является его направленность на студента, увлеченность своим делом, деликатность во взаимоотношениях.

В педагогике и психологии высшей школы разработаны основные требования к отношениям в системе «преподаватель – студент», которые способствуют эффективности процесса обучения и воспитания студентов:

1) взаимодействие передового опыта и сотрудничества при организации педагогического процесса;

2) формирование у студентов чувства профессионального объединения с преподавателями;

3) преодоление рецидивов авторитарных форм педагогического влияния, ориентация педагогического общения на зрелую личность с развитым самосознанием;

4) опора на профессиональный интерес студентов как фактор влияния на воспитание и обучение, реализация на его основе педагогического общения и всей системы воспитательной работы;

5) включение студента в различные формы учебной исследовательской  деятельности;

6) создание условий для повышения общественно-политической активности студентов благодаря участию в совместных с преподавателем формах работы;

7) обеспечение научного сотрудничества студентов и преподавателей;

8) реализация системы неофициальных, нерегламентированных контактов преподавателей и студентов;

9) участие профессорско-преподавательского состава в студенческом досуге; воспитательная работа кураторов в общежитии. При этом важна «организация взаимоотношений на основе увлеченности совместной творческой деятельностью».

Современная психолого-педагогическая наука рассматривает отношения преподавателей и студентов как особый социально-психологический феномен и важная часть целостного педагогического процесса подготовки специалиста в высшем учебном заведении. В педагогической деятельности студент является субъектом не только воспитания, но и обучения, поскольку воспитательное воздействие эффективно только при условии, что студент сам будет активным участником учебно-воспитательного процесса. Такая активность объекта труда (студента) доступна только в педагогической деятельности, а это требует от преподавателя настоящего мастерства для направления учебно-познавательной активности в нужное русло.

Общение педагога со студентом является специфическим, потому что по статусу они находятся на разных позициях: преподаватель организует взаимодействие, а студент воспринимает ее и включается в нее. Задача педагога помочь студенту стать активным соучастником педагогического процесса, обеспечить условия для реализации его потенциальных возможностей, то есть гарантировать субъект-субъектный характер педагогических отношений.

Основными признаками педагогического общения на субъект-субъектном уровне являются:

1) личностная ориентация собеседников – готовность видеть и понимать друг друга; самоценное отношение к собеседнику. Учитывая право каждого на выбор, нужно уметь не навязывать мнение, а помогать выбрать собственный путь решения проблемы. В конкретной ситуации это можно реализовать с помощью различных приемов;

2) субъект-субъектный характер общения – равенство психологических позиций собеседников. Хотя преподаватель и студент не равны социально (разный жизненный опыт, роли взаимодействия), для обеспечения активности студента, благодаря которой происходит развитие его личности, следует избегать доминирования педагога и признавать право студента на собственное мнение, позицию, быть самому готовым меняться. Студенты хотят, чтобы с ними советовались, учитывали их мнения; задача преподавателя – учитывать эту потребность;

3) проникновение в мир чувств и переживаний, готовность поддерживать позицию собеседника – это сознания по законам взаимного доверия, когда партнеры прислушиваются друг к другу, сопереживают;

4) нестандартные приемы общения, что является следствием отхода от чисто ролевой позиции педагога.

Еще одной особенностью педагогической деятельности является то, что преподаватель работает не только с отдельными студентами, но и с коллективами академических групп, курсов, которые тоже являются объектами и субъектами обучения и воспитания. Это требует от преподавателя владение методикой использования воспитательного влияния на коллектив.

Преподаватель в своей деятельности должен в совершенстве владеть основным инструментом – речью. Как отмечал К. Ушинский, родной язык – это великий народный педагог, основа всякого развития и сокровищница всех знаний: с него начинается понимание всего, все через него проходит и к нему возвращается. Слово родного языка является мощным средством духовного контакта, морального влияния и убеждения.

Поскольку в учебно-воспитательном процессе высшего учебного заведения студент подвергается воспитательному влиянию преподавательского состава, студенческого коллектива, молодежных организаций и других воспитательных институтов, педагогический труд преподавателя предусматривает координацию воспитательных воздействий всех этих субъектов воспитания. Организация такого взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса является важным компонентом педагогической деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: