1.В каком примере выделенное слово имеет прямое значение:
1) мягкий свет
2) мягкий мох
3) мягкий знак
4) мягкий климат
2.Укажите лексическое значение слова «негодование»:
1)сомнение, удивление
2)тяжелое переживание, несчастье
3)суровость, безжалостность
4)возмущение, крайнее недовольство.
3.Значение какого слова определено неверно:
1)исчерпывающий – всесторонний, полный, законченный (ответ)
2)аббревиатура – слово, образованное приставочным способом
3)иммигрировать – покинуть страну
4)вернисаж – торжественное открытие выставки.
4.Значение какого слова определено неверно:
1)сувенир – подарок, изделие на память о городе, стране
2)торец – боковая сторона дома
3)уникальный – единственный в своем роде
4)заурядный – приметный, обращающий на себя внимание
5.Найдите предложение с ошибкой, вызванной незнанием лексического значения слова:
1)Открытие выставочного вернисажа.
2)Сегодня в театре аншлаг.
3)Наш сосед – абонемент городской телефонной сети.
4)Состоялось открытие монумента в честь Бородинского сражения.
|
|
6.В каком ряду пары слов не являются антонимами:
1)рутина – новаторство
2)отрицание – утверждение
3)мудрый - глупый
4)абстрактный – секретный
7.Определите, в каком ряду пары слов - синонимы:
1)гигант - колосс, жажда – увлечение
2)благородный – спокойный, одаренный – талантливый
3)ликовать – торжествовать, форсировать – свергать
4)пламенный – страстный, соперник – конкурент
8.В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово надеть:
1)Одевать годовалого малыша было легко.
2)Врачи рекомендуют одевать ребенка для прогулки в соответствии с погодой.
3)Отправляясь на отдых, хозяева покидали дом, и слуги одевали чехлы на мебель.
4)«Оденьте меня», - капризничала Маша.
9.В каком предложении правильно употреблены слова одеть – надеть:
1)Я поблагодарила его за подарок и тут же одела браслет на руку.
2)Было холодно, и он надел кожаные перчатки.
3)Сегодня холодно, так что я одену теплую куртку.
10.В каком предложении вместо слова освоить нужно употребить слово усвоить:
1)Долгое время ребятам не удавалось освоить понятие паронимов.
2)Во время практики на производстве мы можем освоить новейшие технологии.
3)Оказалось, что этот человек в совершенстве освоил приемы ведения тайных дел.
4)Первопроходцам трудно освоить новые земли.
11.В каких предложениях правильно употреблены слова уплатить – оплатить:
1)Уплатить за проезд по железной дороге.
2)Оплатить за проезд по железной дороге.
3)Оплатить проезд.
12.Выберите предложения, соответствующие нормам литературного языка:
1)Прошу представить мне отпуск.
|
|
2)Ему предоставлена возможность.
3)У больного был земляной цвет лица.
4)Земляные гряды покрылись первыми робкими всходами.
13.В каком ряду одно слово не сочетается по смыслу с другим:
1)коричневый платок
2)степенный автомобиль
3)пахать землю
4)карие глаза
14.Укажите предложение с речевой ошибкой:
1)Мы довольно долго пробыли в Крыму.
2)Лекарство от гриппа поступило в аптеку в нужном количестве.
3)Ученики уделяли заботу своей первой учительнице.
4)Лицо кочегара напоминало маску.
15.Укажите предложение с речевой ошибкой:
1)Мы хотели, чтобы он извинился.
2)В этот период времени совы особенно активны.
3)Лес – наше богатство.
4)Толпа людей ворвалась в здание.
16.Укажите предложение с речевой ошибкой:
1)Рабочим выплатили зарплату за декабрь месяц.
2)Для успешного выполнения этого задания необходимо обратиться к словарю.
3)Все пришли на выставку художника Крамского.
4)В этом доме все напоминало о прошлом.
Блок информации
I.Лексика.
Лексика – (греч. lecsis – слово, выражение) наука, изучающая словарный состав языка.
Слово – основная единица языка. М. Горький сказал: «Слово – одежда всех фактов». Употребление слова в соответствии с присущим ему в литературном языке значением – важнейшее условие правильной речи. Из слов состоят словосочетания и предложения. Слова отличаются друг от друга прежде всего звуковым составом и значением. Все слова знаменательных частей речи обладают лексическим и грамматическим значениями.
Лексическое значение слова – это его содержание, его соотнесенность с предметом или явлением действительности.
Грамматическое значение – это общее значение слов как частей речи (например, значение предметности у существительных, значение того или иного времени, лица, числа, рода у глаголов и т. д.).
Лексическое и грамматическое значения тесно связаны между собой.