Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.
б) если однородные придаточные предложения соединяются неповторяющимися соединительными или разделительными союзами.
Каждый раз, приезжая сюда, я видел, как разрастается сад и как старятся дом и его хозяйка.
Практика
Упражнение 25
Перепишите, расставляя знаки препинания. Объясните постановку запятой (…ых) в следующих предложениях. Начертите схемы 6 и 7 предложений. Определите вид этих предложений.
1.Хаджи Мурат быстро прихватив ружье вложил ногу в узкое стремя и беззвучно и незаметно перекинув тело неслышно сел на высокую подушку седла.
2.Люблю я бешеную младость и тесноту и блеск и радость и дам обдуманный наряд.
3.Печорин был погружен в задумчивость и кажется вовсе не торопился в дорогу.
4.Мазепа в думу погруженный взирал на битву окруженный толпой мятежных казаков.
5.За ней над низкими крышами и садами горит на солнце великий золотой купол Христа Спасителя.
|
|
6.Россия вспрянет ото сна и на обломках самовластья напишут наши имена.
7.Вдали сверкает горный ключ сбегая с каменной стремнины оделись пеленою туч Кавказа спящие вершины.
Блок информации
II.Двоеточие ставится:
1.После обобщающего слова перед однородными членами предложения:
Для выработки навыков грамотного письма необходимы три условия, а именно: видеть орфограммы и пунктограммы, не смешивать звуки и буквы и научиться применять правила.
2.В бессоюзном сложном предложении (перед второй его частью, раскрывающей причину или содержание предыдущей части предложения):
Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни (причина).
Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра (вторая часть раскрывает содержание предыдущей части предложения).
III.Тире ставится:
1.После однородных членов предложения перед обобщающим словом:
В степи, по дорогам – везде было пусто.
2.После однородных членов, если предложение продолжается, а перед однородными членами есть обобщающее слово:
Везде: на полях, и на лесных просеках, и на дорожках - пар поднимался от земли.
3.Между подлежащим и составным именным сказуемым на месте отсутствующей связки:
Лес - богатство нашей Родины.
Жить - Родине служить.
Судьба изобретателя - это судьба его изобретений.
Находить приметы или самим создавать их - очень увлекательное занятие.
Дважды два - четыре.
Мощность двигателя мотоблока - пять лошадиных сил.
В бессоюзном сложном предложении после первой части,
1)если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание набыстроту смены событий (возможна вставка союза и):
|
|
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
2)если вторая часть содержит противопоставление по отношению к содержанию первой (возможна вставка противительных союзов а, но):
Труд кормит - лень портит.
3)если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем сообщается в первой:
На улице проливной дождь – выйти невозможно (следствие).
4)если первая часть указывает на условие или время совершения действия, обозначенного во второй (в начале предложения возможна вставка союзов когда, если):
Назвался груздем - полезай в кузов (условие: если…).
Настанет утро - двинемся в путь (время: когда).
5)если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой (при этом возможна вставка сравнительных союзов как, как будто, словно, что):
Посмотрит – рублем подарит.
При интонационном подчеркивании придаточных предложений (изъяснительных, обстоятельственных), стоящих перед главным.
Кто весел – тот смеется, кто хочет – тот добьется, кто ищет – тот всегда найдет.
В сложносочиненном предложении между его частями, которые содержат неожиданное присоединение или резкое противопоставление.
Еще пятнадцать минут пути – и мы подошли к озеру.
В случае, когда пропущенный член (как правило, сказуемое) восстанавливается из текста предложения и в месте пропуска делается пауза.
Одна тропка пошла влево, а другая – прямо в лес.
Практика
Упражнение 26
Спишите, подчеркните грамматические основы, расставьте пропущенные знаки препинания. Объясните их постановку.
1.Петя бережно нес под мышкой свои драгоценности банку с заспиртованными морскими иглами коллекции бабочек жуков ракушек и крабов.
2.Ни столба ни стога ни забора ничего не видно в колеблющемся свете метели.
3.Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
4.Самая высокая радость жизни чувствовать себя нужным и близким людям.
5.Служить бы рад прислуживаться тошно.
6.Турбин избегал попадать на такие вечера его усаживали за карты а он не любил проигрываться.
7.У каждой вещи чашки какой-нибудь у дорожной (прогулочной) палки у книги у зеркала все равно своя биография.
8.В избе у нее всегда было опрятно стены чисто побелены на окнах висели натянутые гармошкой белые шторки.
9.Убить Россию это значит отнять надежду у Земли.
10.И думал он отсель грозить мы будем шведу здесь будет город заложен назло надменному соседу.
Упражнение 27
Составьте предложения по данному началу. От главной части к придаточной задайте вопрос, определите вид придаточной части.