Однако запятая ставится, если вторая часть сложного подчинительного союза отсутствует

Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

 

б) если однородные придаточные предложения соединяются неповторяющимися соединительными или разделительными союзами.

 

Каждый раз, приезжая сюда, я видел, как разрастается сад и как старятся дом и его хозяйка.

 

Практика

Упражнение 25

Перепишите, расставляя знаки препинания. Объясните постановку запятой (…ых) в следующих предложениях. Начертите схемы 6 и 7 предложений. Определите вид этих предложений.

1.Хаджи Мурат быстро прихватив ружье вложил ногу в узкое стремя и беззвучно и незаметно перекинув тело неслышно сел на высокую подушку седла.

2.Люблю я бешеную младость и тесноту и блеск и радость и дам обдуманный наряд.

3.Печорин был погружен в задумчивость и кажется вовсе не торопился в дорогу.

4.Мазепа в думу погруженный взирал на битву окруженный толпой мятежных казаков.

5.За ней над низкими крышами и садами горит на солнце великий золотой купол Христа Спасителя.

6.Россия вспрянет ото сна и на обломках самовластья напишут наши имена.

7.Вдали сверкает горный ключ сбегая с каменной стремнины оделись пеленою туч Кавказа спящие вершины.

Блок информации

II.Двоеточие ставится:

 

1.После обобщающего слова перед однородными членами предложения:

 

Для выработки навыков грамотного письма необходимы три условия, а именно: видеть орфограммы и пунктограммы, не смешивать звуки и буквы и научиться применять правила.

2.В бессоюзном сложном предложении (перед второй его частью, раскрывающей причину или содержание предыдущей части предложения):

Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни (причина).

Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра (вторая часть раскрывает содержание предыдущей части предложения).

 

III.Тире ставится:

1.После однородных членов предложения перед обобщающим словом:

В степи, по дорогам – везде было пусто.

2.После однородных членов, если предложение продолжается, а перед однородными членами есть обобщающее слово:

Везде: на полях, и на лесных просеках, и на дорожках - пар поднимался от земли.

3.Между подлежащим и составным именным сказуемым на месте отсутствующей связки:

Лес - богатство нашей Родины.

Жить - Родине служить.

Судьба изобретателя - это судьба его изобретений.

Находить приметы или самим создавать их - очень увлекательное занятие.

Дважды два - четыре.

Мощность двигателя  мотоблока - пять лошадиных сил.

В бессоюзном сложном предложении после первой части,

1)если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание набыстроту смены событий (возможна вставка союза и):

Сыр выпал  - с ним была плутовка такова.

2)если вторая часть содержит противопоставление по отношению к содержанию первой (возможна вставка противительных союзов а, но):

Труд кормит - лень портит.

3)если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем сообщается в первой:

На улице проливной дождь – выйти невозможно (следствие).

4)если первая часть указывает на условие или время совершения действия, обозначенного во второй (в начале предложения возможна вставка союзов когда, если):

Назвался груздем - полезай в кузов (условие: если…).

Настанет утро - двинемся в путь (время: когда).

5)если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой (при этом возможна вставка сравнительных союзов как, как будто, словно, что):

Посмотрит – рублем подарит.

При интонационном подчеркивании придаточных предложений (изъяснительных, обстоятельственных), стоящих перед главным.

Кто весел – тот смеется, кто хочет – тот добьется, кто ищет – тот всегда найдет.

В сложносочиненном предложении между его частями, которые содержат неожиданное присоединение или резкое противопоставление.

Еще пятнадцать минут пути – и мы подошли к озеру.

В случае, когда пропущенный член (как правило, сказуемое) восстанавливается из текста предложения и в месте пропуска делается пауза.

Одна тропка пошла влево, а другая – прямо в лес.

 

Практика

Упражнение 26

Спишите, подчеркните грамматические основы, расставьте пропущенные знаки препинания. Объясните их постановку.

1.Петя бережно нес под мышкой свои драгоценности банку с заспиртованными морскими иглами коллекции бабочек жуков ракушек и крабов.

2.Ни столба ни стога ни забора ничего не видно в колеблющемся свете метели.

3.Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

4.Самая высокая радость жизни чувствовать себя нужным и  близким людям.

5.Служить бы рад прислуживаться тошно.

6.Турбин избегал попадать на такие вечера его усаживали за карты а он не любил проигрываться.

7.У каждой вещи чашки какой-нибудь у дорожной (прогулочной) палки у книги у зеркала все равно своя биография.

8.В избе у нее всегда было опрятно стены чисто побелены на окнах висели натянутые гармошкой белые шторки.

9.Убить Россию это значит отнять надежду у Земли.

10.И думал он отсель грозить мы будем шведу здесь будет город заложен назло надменному соседу.

Упражнение 27

Составьте предложения по данному началу. От главной части к придаточной задайте вопрос, определите вид придаточной части.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: