Наименование финансовых коэффициентов | Расчетная формула | |
ЧИслитель | Знаменатель | |
Рентабельность активов | Чистая прибыль или прибылЬ до налогообложения | Средняя сумма валюты баланса |
Рентабельность собственного капитала | Средняя сумма собственного капитала | |
Рентабельность заемного капитала | Средняя сумма заемного капитала | |
Рентабельность инвестированного капитала | Средняя сумма инвестированного капитала | |
Рентабельность оборотных активов | Прибыль от продаж | Средняя сумма оборотных активов |
Рентабельность внеоборотных активов | Чистая прибыль или прибыль до налогообложения | Средняя сумма внеоборотных активов |
ГЛАВА 3. АНАЛИ8 ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Возможно написание и других показателей рентабельности подобного рода.
Показатели рентабельности имеют отраслевую специфику, и поэтому у них отсутствуют универсальные рекомендуемые значения. Разработка ре- комендуемых значений для показателей рентабельности возможна в рамках
|
|
ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ОТ]Эf1СЛИ ЭКОНОМИКИ.
Анализ показателей рентабельности ведется в динамике, в сопоставле- нии с данными аналогичных предприятий (принадлежащих той же отрасли) и среднеотраслевыми значениями. По итогам анализа делается вывод о сте— пени эффективности деятельности и использования ресурсов организации (высокая, средняя, низкая) и причинах ее изменения.
В процессе анализа показателей рентабельности возможно выполнение расчета влияния факторов на их отклонение согласно расчетным формулам способами цепных подстановок или интегральным.
В качестве примера рассмотрим методику расчета влияния факторов на от— клонение рентабельности продаж способом цепных подстановок. Из рас- четной формулы данного показателя видно, что его величину определяют два фактора: выручка и прибыль от продаж. Сначала рассчитывается на от- клонение рентабельности продаж влияние изменения выручки как количе- ственного фактора, а затем — влияние изменения прибыли от продаж как фактора качественного. Расчеты могут быть оформлены в виде табл. 3.17.
Таблица 3.17
Расчет влияітя факторов на отклонение рентабельности продаж
Последова- тельность подстановок | Определяющие факторы | Рента- бель— ность продаж | Величина влияния фактора на отклонение результативного показателя | Наименова- ние фактора | |
B ыpyчкa | Прибыль от продаж | ||||
База | ВР0 | ПРО | Рпр0 | — | — |
ВР1 | ПРО | Рпр10 | Pпpl0—Pпp0 | Изменение выручки | |
2 | BP1 | ПР1 | Рпр1 | Рпр1—Рпр10 | Изменение прибыли от продаж |
По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение рентабель- ности продаж каждого из определяющих его факторов: выручки и прибы- ли от продаж.
|
|
В целях выявления основных причин изменения наиболее важных пока- зателей рентабельности осуществляется их факторное моделирование, ме- тодология которого предусматривает разложение исходных формул этих
3.4. Анализ деловой активности
показателей по всем качественным и количественным характеристикам ин- тенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Факторные модели показателей рентабельности раскрывают важнейшие причинно-следственные связи меч у показателями финансового состояния и финансовыми результатами. В связи с этим они являются неза- менимым инструментом оценки сложившейся ситуации. Факторные моде- ли показателей рентабельности рассматриваются также в качестве управля- ющих моделей прогнозирования финансовой устойчивости предприятия.
В качестве наиболее значимых показателей рентабельности, комплексно характеризующих эффективность хозяйственной деятельности организации в целом, могут быть выделены:
• рентабельность активов;
• рентабельность собственного капитала.
Поскольку формулы и экономический смысл этих показателей были рас- смотрены ранее, обратимся непосредственно ких факторным моделям. Фак— торные модели рентабельности активов, рентабельности собственного ка- питала и коэффициента устойчивости экономического роста позволяют выявить основные причины (факторы), определяющие их изменение.
Преобразуем формулу рентаdельности активов по чистой прибыли (см. табл. 3.16) следующим образом:
Ра = ЧП/Аср = (Ч П/Аср) Х (BP/BP) =
=(ЧП/ВР) Х (BP/Acp) = Нпр Х Oa, (3.35)
где Ра — рентабельность активов; ЧП — чистая прибьшь;
Нпр — норма прибыли;
Oa — коэффициент оборачиваемости активов; BP — выручка;
Acp — средняя сумма всех активов (средняя валюта баланса).
Таким образом, рентабельность активов определяется влиянием двух факторов: нормы прибыли и коэффициента оборачиваемости активов. Иными словами, эффективность использования активов (всего капитала) организации определяется эффективностью всей ее деятельности и ин- тенсивностью использования активов (всего капитала). Поскольку дан- ная факторная модель рентабельности активов является мультипликатив- ной, то расчет влияния факторов на отклонение рентабельности активов может быть выполнен способом абсолютных разниц: сначала рассчиты- вается влияние изменения коэффициента оборачиваемости активов, а за- тем — изменения нормы прибыли.
Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности активос, кото- рая может быть построена на основе данных финансовой отчетности орга- низации. Для ее построения преобразуем формулу рентабельности активов (см. табл. 3.16) следующим образом:
ss
ГЛАВА 3. АНАЛИ8 ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Ра = ЧП/Аср = (ЧП/Аср) (BP/BP) = (ЧП/ВР) (BP/Acp) =
= (ЧП/ВР) (BP/(BAcp + ОбАср)) =
= (ЧП/ВР)/(ВАср/ВР + ОбАср/ВР) =
= Нпр/(ФЕвр + КЗоба), (3.36) где Ра — рентабельность активов;
ЧП — чистая прибьшь; Нпр — норма прибыли;
ФЕвр — фондоемкость выручки по внеоборотным активам;
КЗоба — коэффициент загрузки оборотных активов (показатель, обрат- ный коэффициенту оборачиваемости оборотных активов);
BP — выручка;
Acp — средняя сумма всех активов (средняя валюта баланса).
Таким образом, рентабельность активов определяется влиянием трех факторов: нормы прибыли, фондоемкости выручки по внеоборотным активам и коэффициента загрузки оборотных активов. Другими слова- ми, эффективность использования активов (всего капитала) организации определяется эффективностью всей ее деятельности и интенсивностью использования внеоборотных и оборотных активов. Поскольку данная факторная модель рентабельности активов является смешанной, то рас- чет влияния факторов на отклонение рентабельности активов может быть выполнен способом цепных подстановок: сначала рассчитывается влияние изменения фондоемкости выручки по внеоборотным активам, затем — ко- эффициента загрузки оборотных активов и в последнюю очередь — изме- нения нормы прибыли.
|
|
Факторная модель рентабельности собственного капитала формирует- ся посредством следующей трансформации формулы рентабельности соб— ственного капитала (см. табл. 3.16):
Рск = ЧП/СКср = (Ч П/СКср) Х (BP/BP) Х (Acp/Acp) =
= (ЧП/ВР) Х (BP/Acp) х (Acp/CKcp) = Нпр Х Oa Х Кфз, (3.37) где Рск — рентабельность собственного капитала;
ЧП — чистая прибыль; BP — выручка;
Acp — средняя сумма всех активов (средняя валюта баланса); CKcp — средняя сумма собственного капитала;
Нпр — норма прибыли;
Oa — коэффициент оборачиваемости активов;
Кфз — коэффициент финансовой зависимости, рассчитанный по сред- ним значениям;
Таким образом, рентабельность собственного капитала определяется вли- янием трех факторов: нормы прибьши, коэффициента оборачиваемости ак- тивов и коэффициента финансовой зависимости. Fоворя по-другому, эффек-
56
3.4. Анализ деловой активности
тивность использования собственного капитала зависит от эффективности всей деятельности организации, интенсивности использования ее активов (всего капитала) и структуры капитала. Поскольку факторная модель рен— табельности собственного капитала является мультипликативной, то расчет влияния факторов на отклонение рентабельности собственного капитала мо- жет быть выполнен способом абсолютных разниц: сначала рассчитывается влияние изменения коэффициента финансовой зависимости, затем — из- менения коэффициента оборачиваемости активов и в последнюю очередь — изменения нормы прибыли.
Подставив формулу (3.35) в выражение (3.37), получим двухфакторную модель рентабельности собственного капитала:
|
|
Рск = Ра Х Кфз. (3.38)
Выражение (3.38) отражает известную закономерность — чем выше финансовая зависимость предприятия, тем выше рентабельность соб- ственного капитала. Действительно, заемные средства для того и при— влекаются, чтобы повысить эффективность использования собствен- ных средств.