Глава II. Практическая Работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами музыкального искусства

Диагностический инструментарий для изучения эстетической воспитанности старших дошкольников

 

Понятие «диагностика» означает процесс исследования в целях выявить, распознать, определить характеристики человека, не поддающиеся обнаружению в прямом и непосредственном общении с человеком.

Изучение результатов и эффективности процесса эстетической воспитанности – один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена, прежде всего, тем, что на состояние, результаты и эффективность этого процесса влияют не только условия самого детского сада, но и внешняя по отношению к нему среда.

Диагностика эстетической воспитанности занимает значительное место в педагогической работе.

Цель диагностики: выявить уровень эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи диагностики:

1) определить критерии и показатели эстетической воспитанности у детей старшей группы,

2) осуществить отбор методов выявления эстетической воспитанности,

3) разработать шкалу оценки результатов диагностики эстетической воспитанности дошкольников.

Мы определили критерии: когнитивно-ценностный и эмоционально-оценочный.

 В качестве показателей когнитивно-ценностного критерия выделили:

1) представление о красоте поступков человека;

2) понятие о прекрасном в природе.

Показателями эмоционально-оценочного критерия выступали:

1) суждение о художественном образе музыки;

2) оценка эмоционального содержания произведений живописи.

Диагностическими методами, помогающими выявить эстетическую воспитанность, служили тестирование и беседа.

Критериальная база исследования эстетической воспитанности у старших дошкольников представлена в таблице 1.

Таблица 1

Критериальная основа исследования эстетической воспитанности у дошкольников

Критерии Показатели Методы исследования

 

Когнитивно-ценностный

 

Представление о красоте поступков человека

Беседа,

Тестирование

Понятие о прекрасном в природе

 

Эмоционально- оценочный

 

Суждение о художественном образе музыки
Оценка эмоционального содержания произведений живописи

 

Тестирование проводится индивидуально.

В первой половине задания ребенку можно предложить картинки с изображением детей, совершающих хорошие поступки такие, как помощь маме, пожилому человеку перейти дорогу, выброс мусора в урну и др.  Предлагается выбрать изображения, наиболее понравившиеся ребенку. Исследователь  просит объяснить, что изображено на картинках и почему ребенок выбирает именно их, объяснить, почему эти поступки являются красивыми.

Во втором задании предлагаются изображения природы, ребенок выбирает наиболее понравившиеся картинки, объясняя, почему он выбрал именно их. Испытуемый должен описывать, что именно изображено на картинке и почему это прекрасный пейзаж.

Ход беседы:

1. Расскажи, что для тебя представляют собой красивые поступки? Можешь привести пример из своей жизни? Совершал ли ты сам красивые поступки?

2. Для чего нужны красивые поступки? Представь мир, где никто не совершает красивых поступков, что тогда по-твоему будет? А если все будут совершать красивые поступки? Может, что-то измениться?

3. Какое твое любимое время года и почему?

4. Опиши, что такое для тебя прекрасное в природе? Можешь привести пример?

Подведя итоги беседы и тестирования, мы можем определить показатели эстетической воспитанности по первому критерию.

 Далее ребенку можно предложить прослушать пьесы П.И. Чайковского «Болезнь куклы» и «Новая кукла». По окончании прослушивания экспериментатор просит нарисовать картинку, передающую содержание музыкального произведение, что он услышал, какой художественный образ заложен в произведении?

Во второй половине задания ребенку предлагаются изображения репродукций нескольких картин таких художников, как Левитан, Айвазовский и Саврасов. Педагог просит передать эмоции, какие испытывает  дошкольник, глядя на эти картины, нравятся они ему или нет, просит описать, что изображено на картинке и какие эмоции человек может испытывать, рассматривая их.

Ход беседы:

1. Мы слушали произведение композитора П.И. Чайковского «Новая кукла», о чем оно? Как художественный образ первого произведения отличается другого произведения композитора «Болезнь куклы», что изменилось?

2. Расскажи, какие произведения, которые мы с вами проходили тебе запомнились больше всего? Ты помнишь, о чем они? Какой художественный образ был заложен в этом произведении.

3. Расскажи, какие изображения тебе понравились больше всего, почему?

4. Во время занятий мы с вами знакомились с художниками, кто тебе запомнился больше всего? Почему? Какие эмоции вызывали картины, которые мы с вами уже посмотрели?

Подводя итоги беседы и тестирования, мы можем определить показатели эстетической воспитанности по второму критерию.

Предлагаем шкалу оценки результатов диагностики эстетической воспитанности дошкольников (Таблица 2).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: